2024
> Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за III квартал 2024 года.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В III квартале 2024 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 3.
В отчетном периоде было принято 447 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 315 и 132 сопровождающих лица.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 159 детей из 144 семей, из них:
- детей с ограниченными возможностями здоровья - 137 человек;
- детей-инвалидов - 22 человека.
|
Количество обратившихся в III квартале 2023 года |
Количество обратившихся в III квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
140 |
159 |
+19 |
Дети-инвалиды |
14 |
22 |
+8 |
Дети с ОВЗ |
126 |
137 |
+11 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 156 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 132 законных представителей из 131 семьи; детей-инвалидов – 81 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья – 75.
|
Количество обратившихся в III квартале 2023 года |
Количество обратившихся в III квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
274 |
288 |
+14 |
Дети-инвалиды |
83 |
81 |
-2 |
Дети с ОВЗ |
58 |
75 |
+17 |
Сопровождающие |
133 |
132 |
-1 |
Детей из:
- неполных семей - 101;
- многодетных семей - 56;
- малообеспеченных семей - 5.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 68 детей;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 61 ребенок.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 186 детей:
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 91 несовершеннолетний получатель социальных услуг;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 95 детей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в III квартале в целом составило 9327 при плане 7740 или 120,5 %;
в разрезе стационарных отделений:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 3389 койко-дня;
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 5939 койко-дня.
Всего получателям социальных услуг оказано 134361 услуга, в т.ч.,
- в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 66134 услуги,
- в стационарном отделении «Мать и дитя» - 68227 услуг.
Отделение социально-медицинской реабилитации
В III квартале 2024 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
|
от 3 до 6 лет |
от 7 |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
|
от 3 |
от 7 |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
1 (0,6%) |
52 (32,7%) |
87 (54,7%) |
19 (12,0%) |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
76 (56,6%) |
55 (28,3%) |
16 (10,4%) |
9 (4,7%) |
0 |
2 |
15 |
5 |
29 |
27 |
16 |
9 |
|
Всего |
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
в т. ч., детей-инвалидов |
|
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
||||
Мальчики |
167 |
75 |
92 |
10 |
52 |
Девочки |
148 |
84 |
64 |
12 |
29 |
Структура заболеваемости детей, поступивших на реабилитацию
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
III квартал 2024 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
3 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
89 |
в том числе ДЦП |
G80 |
26 |
психические расстройства |
F00-F99 |
57 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
4 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
3 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
56 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
2 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
2 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
7 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
2 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
47 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
3 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
15 |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в III квартале 2024 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 28,7%, из них, ДЦП – 10,0%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 22,3 %;
на третьем месте заболевания костно-мышечной системы - 19,3%, далее заболевания органов дыхания – 16,1%;
врожденные аномалии – 6,6%;
другие заболевания – 6,7%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием системы локомоторной терапии (СЛТ), вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
В III квартале 2024 года специалистами отделением было оказано 37568 услуг, в т.ч.:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 16884 услуг, в том числе детям-инвалидам – 2469);
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 20684 услуги, в том числе, детям-инвалидам – 10845 услуг.
Согласно опроса сопровождающих стационарного отделения «Мать и дитя», количество полностью удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных составило 129 человек (98%). Количество частично удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных 3 человека (2%), при этом основная часть частично удовлетворенных отмечают отсутствие современного оборудования. 98% опрошенных отмечают улучшение в состоянии ребенка по основному заболеванию.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 159 детей из 144 семей, из которых – 22 ребенка-инвалида.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение III квартала 2024 года несовершеннолетним было оказано 38946 услуг, из них, 5346 - детям-инвалидам и 33600 - детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 17640,
детям с ограниченными возможностями – 15202,
детям-инвалидам – 2438;
социально-бытовые, всего 20209,
детям с ограниченными возможностями – 17450,
детям-инвалидам – 2759;
социально-правовые, всего - 463,
детям с ограниченными возможностями - 400,
детям-инвалидам – 63;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 634,
детям с ограниченными возможностями – 548,
детям-инвалидам – 86.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Совенок»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
Проведены досуговые мероприятия:
выпуск отрядных газет, «Семь чудес радуги», игровые программы «Мир игровых фантазий», «В гостях у Пеппи Длинный Чулок», шахматно-шашечный турнир «Шах и мат», конкурс детских песен «От улыбки станет всем светлей…», викторина «Смекалка, эрудиция и смех - неотъемлемый успех!», конкурс рисунков на асфальте «Волшебные мелки», выставка детского творчества «Портрет моей семьи», конкурс художников «Всё в шоколаде!», информационный час «Безопасность при использовании современных гаджетов», аукцион забав для детей «Вместе весело играть», час весёлых Почемучек «Копилка вопросов», выставка рисунков «Маленькие дети - большие права», час хороших манер «Словом можно исцелить», «От улыбки станет всем светлей…», тематический час «Дружба начинается с улыбки», чтение стихов о лете «Капели звонкие стихов», «Вместе весело играть», игровые программы «В лето за чудесами света», «Загадки сфинкса или тайная комната», «Необычные приключения в стране Играй-ка», «Весёлые вытворяшки», «Летняя карусель», «Шутки и смех собрали нас всех», «Остров Читалия на планете Лето», русские народные игры «Ходит яблочко по кругу», литературная гостиная «Сказка за сказкой», конкурс цветных карандашей «Любимый герой мультфильма», игровые конкурсы «Летняя чехарда», изготовление эмблем «Белый, синий, красный цвет - символ славы и побед», конкурс анекдотов и смешных историй «Смех сквозь слезы», ярмарка игр «Сто затей для ста друзей», «Гостиная Василисы Премудрой» конкурс сказочников, викторина «Русская осень, обычаи и традиции», конкурс цветных карандашей «Любимый герой мультфильма», короб затей - подвижные игры, конкурсы, забавы, день весёлых затей «Осенних красок хоровод» «Раз, два, три - играть выходи!», спортивное развлечение «Ярмарка русских народных игр», осенний кросс «Чем дружнее, тем быстрее» игровая программа «Поляна весёлых затей», КТД: «Будем знакомы», «Утереть нос», «Великолепная семёрка», «Бенефис Бабы Яги», «Искатели приключений», «Как на Ванины именины», «Капустник», «Винегрет», «Сладкоборье», «Арбат», «Семейное шоу», «Мисс Лето», «Охота за пиратскими кладами», «Морское путешествие», «Хоровод сказок», «По следам Колобка», «Лучший артист-пародист», «Ура, веселится детвора», «Праздник бобового короля», «Потешный короб», «Морская эскадра», «Солнечный зайчик», «Калейдоскоп подвижных игр», «Минута славы», «Ожерелье дружбы», «В гости к Нептуну», «Спорту - Да!», «Кругосветное путешествие», «Большой турнир», «Пиратские баталии», «Весёлый калейдоскоп», «Искатели приключений», «Подари улыбку миру», «Экологическая мельница», «Весёлый калейдоскоп», «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе», «Искатели приключений», «С детства дружбой дорожим», «Путешествие сороконожки», «День флага!», «Великолепная семерка», «Там чудеса…», «Улыбнитесь», «Большой турнир», «Экологическая мельница», «Учиться, чтобы знать», «Жили-были», «Русские забавы», «Поле чудес», «Состязание здоровячков-боровичков», «Азбука безопасности», «Викторина по ПДД», «Формула удачи», «Остров загадок», «Вокруг света», «Викторина о растениях».
В творческой мастерской «ВундерКиндер» прошли мероприятия: мастер-классы: «Зоопарк из зеркальных дисков» по изготовлению поделок из бросового материала, «Корзина с ромашками» в технике «объёмная аппликация», «Лето-чудная пора» панно в разных техниках, «Изготовление интерьерного украшения из бросового материала», «Браслет из фантиков от конфет» в технике «оригами», по изготовлению поделок «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Закладка для книги» в технике «вытынанка», «Радужное настроение» из бросового материала, «Голубь мира» в технике «объёмная аппликация», по изготовлению поделок «Прищепковая идея».
По результатам анкетирования в III квартал 2024 года из из 154 опрошенных: 138 чел. (90%) довольны пребыванием в Центре, 16 чел. (10%) затруднились с ответом; совсем не нравится – 0 чел.; 152 чел. (99%) были активными участниками всех мероприятий, не принимали участие 2 ребенка (1%); 142 ребенка (92%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 12 детей (8%) с ответом не определились.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
В III квартале 2024 года в стационарном отделении «Мать и дитя» реабилитацию прошли 156 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 132 законных представителей из 131 семьи, в том числе, 81 ребенок-инвалид, 75 детей с ограниченными возможностями.
Специалистами отделения в третьем квартале было оказано 39521 услуга, в том числе, детям-инвалидам – 14701 услуга, по программам социально-гуманитарной направленности было оказано 11487 социально- педагогических услуг, из них, детям-инвалидам – 5913 услуг, 5574 услуги - детям с ограниченными возможностями здоровья.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
В работе педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарии, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В отчетный период проведены:
познавательные мероприятия:
- «По дорогам сказочного Лукоморья».
- игра-путешествие «В поисках страны здоровья»,
- игра-развлечение «Интересное для почемучек»,
- квест-игра «Куда пойдешь, то и найдешь»,
- развлекательная программа «Лето чудная пора»,
- игровая программа «Здравствуй, осень!»,
- поляна веселых затей «Летняя заниматика»,
- игра по станциям «Путешествие по стране Радуги»,
- познавательное мероприятие «Цветочный калейдоскоп»,
- экологическое занятие «Зеленый островок»,
- конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну шоколада»,
- конкурсно-игровая программа «Нам вместе веселей»,
- игровая программа «Вежливая азбука»,
- литературная игра «Путешествие в Мультляндию»,
- конкурсно-игровая программа «Осенние вытворяшки»,
- игра-эстафета «Осенние забавы».
мероприятия по патриотическому воспитанию:
- познавательное мероприятие «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю».
театрализованные представления:
- «Теремок на новый лад»;
- «Девочка и лиса»;
- «Бычок - смоляной бочок».
мастер-классы:
- в технике объемной аппликации «Ромашковое настроение»;
- по аппликации в нетрадиционной технике «пластилинография» «Морской мир»;
- по аппликации в нетрадиционной технике «торцевание» «Гусеницы на яблоках»;
- в технике «граттаж» «Земляничная поляна».
В соответствии с планом мероприятий по проекту «Десятилетие детства» проведено:
- конкурс рисунков «Мы, дети, - против войны на планете»;
- игра на сплочение «Путешествие в страну сказочной радуги»;
- в День семьи, любви и верности - выставка детского творчества «Семейный портрет»;
- игра по станциям «Путешествие в страну сказочной радуги»;
- игра по станциям «На всех парусах – в лето!»;
- в День Государственного флага Российской Федерации - выпуск стенгазеты «Белый, синий, красный цвет – символ славы и победы»;
- игровая программа «Подари улыбку! Сделай мир ярче!»;
- театрализованное представление «Развеселый колобок»;
- в Международный день мира - мастер-класс в технике «оригами» «Белый журавлик – вестник мира»;
- конкурсно-игровая программа «В гостях у царицы осени».
По результатам проведенного анкетирования полностью удовлетворены качеством предоставляемых услуг - 107 получателей социальных услуг, частично - 12 сопровождающих, не удовлетворены - 0 чел.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
В III квартале 2024 года по программам социально-гуманитарной направленности «Радуга», «Цвет радости», «Альтернативные аугументативные способы коммуникации», «Мир звуков», «Мы из будущего» прошли обучение 315 обучающихся стационарных отделений, в том числе, детей-инвалидов – 103, детей с ограниченными возможностями здоровья – 212.
Всего предоставлено: социально-психологических услуг – 2894, в том числе, детям-инвалидам – 901; социально-педагогических услуг – 1095, в том числе, детям-инвалидам – 622 услуги.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися по выявлению проблем в развитии.
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная и групповая работа, основными задачами которой являлось:
- создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
- мелкой и крупной моторики;
- эмоциональной сферы;
- когнитивной сферы;
- познавательной сферы;
- социальных навыков и социализации;
- снижение уровня эмоционального напряжения,
- повышение эмоционального фона;
- снижение уровня тревожности;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных
- формирование навыков межличностного общения.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
В результате работы по программе у детей наблюдаются положительные изменения:
- повысилась мотивация к занятиям;
- улучшилась коммуникабельность, внимание и память;
- стабилизировалась эмоциональная сфера;
- развилась речь посредством движения;
- развились познавательные процессы;
- развилось наглядно-образное мышление.
Занятия по групповому сплочению дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Логопедическая работа была направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
- повышение уровня речевого развития;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- автоматизация и дифференцирование проблемные звуков;
- формирование навыков учебной деятельности, улучшение внимания, наблюдательности, памяти, мышления;
- укрепление мышц языка, губ и щек, развитие их подвижности.
По результатам опроса 106 сопровождающих получателей социальных услуг отмечено улучшение у 106 детей (100%) стационарного отделения «Мать и дитя». Степень квалификации и качество работы специалистов отделения психолого-педагогической помощи всеми респондентами отмечено как высокое.
Отделение социальной реабилитации
В III квартале 2024 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественной, социально-гуманитарной, спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
- повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- коррекция нарушений двигательной сферы;
- развитие физических качеств;
- развитие музыкальных способностей;
- расширение словарного запас детей;
- развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
- формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
- совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в III квартале 2024 года предоставлено 14337 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 3884 услуги, детям с ограниченными возможностями – 10453 услуг.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально-ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих мастерских используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» были проведены различные мероприятия: праздник светлых чувств «День семьи, любви и верности»; тематический час «День Российского флага»; тематический час «День знаний»; тематический час «Терроризм – война без правил»; беседа с детьми «Какие полезные овощи мы едим?»; консультация для родителей «Как помочь детям подружиться?».
Совместно с межпоселенческой библиотекой п. Ясная Поляна Предгорного муниципального округа было проведено тематическое мероприятие «День российского кино».
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
В III квартале 2024 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено: 4 торжественных линейки, посвященных открытию реабилитационной смены; праздничные концерты, посвященные закрытию реабилитационной смены: «Моя семья»; «А на море пальмы, солнце и песок»; «Прозвенел звонок»; «Да, я выбираю спорт».
В песенный репертуар концертных программ были включены музыкальные произведения, посвященные спорту, школе, семье.
В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».
Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
В отчетный период:
- на кружке «Волшебные пальчики» детьми были изготовлены: аппликация из бумаги «Морковь и свекла», «Космос», «День Победы», объемная аппликация «Дружные ребята», «Бабочка», «Одуванчик», аппликация из природных материалов «Весенний ковер», «Весенний лес», «Кораблик», аппликация из ткани «Зонтики», «Флаг», «Яблони в цвету», аппликация из крупы и песка «Солнышко», «Ежики проснулись», «Ветка сирени», брывная аппликация в технике мозаика «Кормушка», «На лугу», «Платье для куклы», комбинированная аппликация - изготовление открытки «Буокет тюльпанов», «День Победы», «Моя семья»;
- на кружке «Мукосолька» детьми были изготовлены: поделки из солёного теста комбинированным способом «Сначала был колобок», «Выпекали мы в печи пироги и калачи», «Забавные рыбки», конструктивным способом – «Сказочная птица», «Красивая улитка», «Осьминог», «Морская звезда, медуза», открытка «Веселое чаепитие», «В гостях у морского царя».
- на кружке «Бусинка» детьми были изготовлены: в технике «кирпичный стежок» - кулоны, панно из бисера «Черепашки на прогулке», «Лесная поляна», «Летняя сказка», в технике «параллельное низание» - «Черепаха», «Жук», «Веточки ели и сосны», «Зайчик», подвески, браслеты, цепочки.
- на кружке «Фантазеры» детьми были изготовлены: проект «Самолет», проект «Маленький домик», проект «Автомобиль», проект «Поезд», объемная аппликация «Сумка», «Домик», Бабочка», «Дерево», рамка для фото «Дракоша», «Машинка», «Улитка», «Корабик».
- проведены мастер-классы: мастер-класс в технике энкаустика «Морские глубины», мастер-класс «Раз-горох, два-горох!», мастер-класс по изготовлению поделок в технике «Терра» «Красота в простоте»; мастер-класс в технике «квилинг» «Подвеска»; мастер-класс по вариабельному искусству «Сказочный город», мастер-класс в технике «кардмейкинг» открытка «Олень», мастер-класс «Баночка варенья».
Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Территория Здоровья» для детей стационарного отделения «Мать и дитя».
Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены занятия по формированию основных видов движений и развитию физических качеств.
Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены занятия на различные построения и перестроения, виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации.