ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за III квартал 2023 года
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

2023

Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за III квартал 2023 года

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 


Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В III квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 4.
В отчетном периоде было принято 300 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 203 и 97 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 101 ребенок из 93 семей, из них:
 детей с ограниченными возможностями здоровья - 89 чел;
 детей-инвалидов – 12 человек.

Количество обратившихся в III квартале 2022 года Количество обратившихся в III квартале 2023 года Отклонение (+-)
Всего 138 101 -37
Дети-инвалиды 9 12 +3
Дети с ОВЗ 129 89 -40

В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 102 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 97 законных представителей из 95 семей; детей-инвалидов – 62 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья – 40 человек.
Количество обратившихся в III квартале 2022 года Количество обратившихся в III квартале 2023 года Отклонение (+-)
Всего 200 199 -1
Дети-инвалиды 71 62 -9
Дети с ОВЗ 36 40 +4
Сопровождающие 93 97 +4
Детей из:
неполных семей - 37 семей;
многодетных семей - 13 семей
малообеспеченных семей - 13 семей.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 46 детей;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 56 детей из 52 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 101 ребенок:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 55 несовершеннолетних получателей социальных услуг;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 46 детей из 43 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в III квартале в целом составило 8506 при плане 7830 или 108,6 %.
Выполнение плана койко-дней по учреждению за 9 месяцев в целом составило 23058 при плане 21960 или 105 %,
в разрезе стационарных отделений за III квартал:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 2849 койко-дней при плане 2610 (109,2%);
стационарное отделение «Мать и дитя» - 5657 койко-дней при плане 5220(108,4%).
Реабилитационный процесс в III квартале 2023 года завершил 281 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в т.ч.:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 140 детей,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 141 несовершеннолетний получатель социальных услуг в сопровождении 133 законных представителя.
Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:
всего – 121924 услуги, в т.ч.,
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 57040,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 64884 услуги.

Отделение социально-медицинской реабилитации
В III квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:

от 3 до 6 лет от 7 до 10 лет от 11 до 14 лет от 15 до 18 лет от 3 до 6 лет от 7 до 10 лет от 11 до 14 лет от 15 до 18 лет
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ 3
(3,0%) 33
(32,7%) 46
(45,5%) 19
(18,8%) Стационарное отделение «Мать и дитя» 49
(48,0%) 34
(33,3%) 12
(11,8%) 7
(6,9%)
0 0
10
(83,3%) 2
(16,7%) 19
(30,6%) 24
(38,7%) 12
(19,4%) 7
(11,3%)

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ, т.ч. дети-инвалиды Стационарное отделение «Мать и дитя»
мальчики 52 8 60 37
девочки 49 4 42 25

Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию

Наименование болезни код
по МКБ-Х II квартал
2023 г.
некоторые инфекционные и паразитарные болезни АОО-B99 0
вираж Манту R76.1 0
хр. вирусные гепатиты В15-В19 0
болезни крови, кроветворных органов D50-D89 0
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ E00-E89 0
в том числе сахарный диабет 2 типа Е10-Е14 0
болезни нервной системы G00-G99 92
в том числе ДЦП G80 29
психические расстройства F00-F99 57
болезни глаза и его придаточного аппарата H00-H59 2
болезни уха и сосцевидного отростка H60-H95 4
болезни органов дыхания J00-J99 51
в том числе бронхиальная астма J45 2
болезни системы кровообращения I00-I99 0
болезни органов пищеварения K00-K93 4
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки L00-L99 0
в том числе
аллергический дерматит L20 0
болезни костно-мышечной системы M00-M99 49
болезни мочеполовой системы N00-N99 0
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения Q00-Q99 22
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в III квартале 2023 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 32,7%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 20,2%;
на третьем месте заболевания органов дыхания - 18,1%;
заболевания костно-мышечной системы составляют 17,7%;
другие заболевания – 11,3%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
В III квартале 2023 года специалистами отделения было оказано 35039 услуг, из них, детям-инвалидам 13845 услуг, в т.ч.:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 14715 услуг;
стационарное отделение «Мать и дитя» - 20324 услуги.
Для оказания социально-медицинских услуг в отделении социально-медицинской реабилитации имеются:
Кабинет галотерапии. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим. Проведено процедур – 5364, в том числе 194 – детям-инвалидам.
Кабинет физиотерапии. Физиотерапия на сегодняшний день является наиболее безопасным и эффективным методом лечения. Услуги физиотерапии оказаны 281 ребенку, в том числе 98 - дети-инвалиды. Всего предоставлено 4100 услуг, в том числе детям-инвалидам - 2095. Улучшения отмечены у всех детей, получивших полный курс физиопроцедур.
Зал лечебной гимнастики, где применяется – кинезиотерапия - система индивидуальных занятий, формирующая новые двигательные навыки, направленные на восстановление двигательных навыков у детей с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и опорно-двигательной систем.
Более чем у 95 % маленьких пациентов Центра при использовании в занятиях по лечебной физической культуре реабилитационного костюма «Фаэтон», отмечается стойкая положительная динамика: у 16 детей (51,4%) отмечается значительное улучшение опорных функций и координации. У 22 детей (75,8%) достигнуто улучшение имеющегося уровня нарушенных функций – снижение патологического гипертонуса мышц аддукторов, у 28 пациентов (96%) отмечается улучшение функциональногшо состояния организма в видеВ отделении успешно используется методика сочетанного применения вертикализатора + РК «ФАЭТОН», PNF-методика. Услуги оказаны 7 детям-инвалидам. Всего оказано 189 услуг.
Комплексное применение вертикализатора и реабилитационного костюма «Фаэтон» дает более выраженный положительный эффект восстановления утраченной функции опорно-двигательной системы.
Такое сочетание воздействия гравитации и принципа обратной связи на которой основано действие РК «Фаэтон» приводит к более выраженному результату у детей, длительное время находящимся в вынужденном положении сидя. Это не только профилактика пролежней и нормализация АД, но и одновременная стимуляция центров головного мозга и, как следствие, приобретение ребенком возможности делать то, что он до этого делать не мог, а именно стоять и передвигаться. Услуги оказаны 13 детям-инвалидам с заболеваниями ДЦП и опорно-двигательного аппарата, предоставлено 243 услуги. Улучшения в двигательной сфере и эмоциональном состоянии отмечены у всех детей.
Адаптивная физическая культура. Услуги оказаны 266 детям, из них, 98 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 2271 услуга, в том числе детям-инвалидам 894. Улучшения отмечены у 100% детей.
Кабинет лечебного массажа. Специалистами используются приемы, способствующие расслаблению мышц конечностей, уменьшению патологического гипертонуса пораженых мышц, снижению количества гиперкинезов отдельных групп мышц. Услуги оказаны 227 детям, в том числе 100 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 1731 услуга, в том числе детям-инвалидам - 819 услуг. Улучшения отмечены у 100% детей.
В грязелечении используются аппликаторы Тамбуканской грязи. Под воздействием тепла происходит нормализация микроциркуляции, улучшается трофика тканей, в результате чего паретическая мышца восстанавливает свою эластичность - начинает работать. Всего предоставлено 1309 услуг, 734 из которых детям-инвалидам.
Кабинет бальнеотерапии, где применяются искусственные ванны (хвойные, йодо-бромные, шалфейные)
Применение индивидуально подобранного комплекса реабилитационных мероприятий имеет положительную динамику течения основного заболевания. Услуги оказаны – 270 детям, в том числе – 98 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 4206 услуг, в том числе детям-инвалидам - 2295. Улучшения наблюдаются у 100% детей.
Кабинет механотерапии. Артромоты - это роботизированные тренажеры, принцип работы которых заключается в осуществлении пассивных движений в суставах по заранее установленной индивидуальной программе. Во время сеанса осуществляются пассивные движения в суставе в различных плоскостях по заранее заданному градусу, который постепенно увеличивается до максимального. При этом пораженным суставам возвращается подвижность. Услуги оказаны 433 детям, в том числе - 97 дети-инвалиды. Всего предоставлено – 2160 услуг, в том числе детям-инвалидам -1870. Улучшения отмечены у 2101 ребенка (97,6%): увеличилась подвижность суставов, уменьшился болевой синдром. У детей с плоскостопием отмечается улучшение подвижности голеностопных суставов, укрепление мышц голеней и стоп. Кроме этого, у детей с посттравматическими изменениями суставов наряду с улучшением подвижности, отмечается исчезновение болевого синдрома и отечности. Наличие положительных результатов доказывает эффективность использования данных тренажеров в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательных функции.
Кабинет БОС-терапии. Применяется для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, дисплазии тазобедренных суставов, посттравматические нарушения функции суставов, а так же двигательные нарушения при заболеваниях ЦНС: ДЦП, миопатии, нейропатии, последствия травм спинного и головного мозга) Услуги оказаны - 67 детям, в том числе - 28 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 670 услуг, в том числе детям-инвалидам - 270. После проведения сеансов БОС-терапии улучшения разной степени отмечены у всех (100%) детей. Это - улучшение двигательных функций, правильных навыков движения, осанки, зрительно – моторной координации.
Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.
В отчетный период 2023 году охват целевых групп по мероприятиям составил - 32 человека: 20 детей-инвалидов, 12 детей с ограниченными возможностями.
По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 9 детей, дисплазия и врождённые аномалии – 5 детей, нарушения осанки - 18 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы «Имитрон» в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у детей, совершенствование навыков ходьбы. Оказано 280 услуг, в том числе детям-инвалидам - 130.
Адаптационный трёхколёсный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Во III квартале 2023 года реабилитацию на велотренажере «Рифтон» получили 24 ребенка-инвалида. По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 16 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 5 детей, нейродегенеративные заболевания - 3 детей. По результатам использования велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов нижних конечностей, развитие координации движений, и подготовка к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
Специалисты отделения, родители отмечают, что комплекс медицинских реабилитационных технологий позволил улучшить у детей опорно-моторные функции, координацию движений, развитие мышечной силы, активизировать навыки передвижения, улучшить контроль осанки, головы, плеч. У всех получателей социальных услуг отмечается улучшение функционального состояния организма, имеющегося уровня нарушенных функций: увеличение мышечной силы в нижних конечностях, снижение спастичности, улучшение функций коленных и голеностопных суставов. Оказано 224 услуги детям-инвалидам.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов проводилось динамическое наблюдение. Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактики заболеваний и на другие актуальные темы.
На улучшение качества предоставляемых отделением услуг, нацелено проведение мониторинга качества и доступности услуг путем анкетирования. За истекший период было проведено анкетирование 132 сопровождающих. Количество полностью удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных составило 124 чел. (94%), 8 чел.(6%) частично; 98% (129 чел.) опрошенных отмечают улучшение в состоянии ребенка по основному заболеванию.

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 101 детей из 93 семей; реабилитацию в отделении завершили 140 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых – 14 дети-инвалиды.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение III квартала 2023 года несовершеннолетним было оказано 33419 услуг, из них 3636 - детям-инвалидам и 29783 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 15271,
детям с ограниченными возможностями – 13609,
детям-инвалидам – 1662;
социально-бытовые, всего 17190,
детям с ограниченными возможностями – 15314,
детям-инвалидам – 1876;
социально-правовые, всего - 401,
детям-инвалидам – 42;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 557,

детям-инвалидам – 56.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы, реализуя программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В реализацию программы «Академия успеха» было включено 86 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 14 чел., дети с ОВЗ - 72 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартал – 774, из них: 126 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 648 услуг.
Занятия способствовали закреплению знаний о собственных правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией, самореализацией их в обществе.
По программе «Азбука нравственности» обучение прошли 40 человек, из них: детей-инвалидов - 4 чел., детей с ОВЗ - 36 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 240, из них: 24 услуги детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 216 услуг.
Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.
Реализация программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, морально-этических нормах поведения.
В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 46 детей, из них: детей-инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 36 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 276, из них: 60 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 216 услуг.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.
Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности, патриотических чувств.
В III квартале 2023 года по программе «ВундерКиндер» обучение прошел 86 человек, из них: дети-инвалиды - 14 чел., дети с ОВЗ - 72 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 516, из них: 84 услуги детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 432 услуги.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
Реализация программы способствовала расширению представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; развитию конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению уровня художественно-эстетического вкуса.
В работу по программе «Пальчиковый театр» было включено 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 324 услуги.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.
В III квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 324 услуги.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.
По результатам анкетирования в III квартале из 130 опрошенных: 112 чел. (86%) довольны пребыванием в Центре, 7 чел. (5%) не очень нравится, 11 чел. (9%) затрудняется ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 127 чел. (98%), были активными участниками всех мероприятий, не принимали участие – 3 чел.(2%); 122 чел.(94%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 8 чел. (6%) с ответом не определились.

Стационарное отделение «Мать и дитя»
Во III квартале 2023 года в стационарном отделении реабилитацию прошли 141 несовершеннолетний получатель социальных услуг в сопровождении 133 законных представителей из 131 семьи. Результаты первичной диагностики детей показали, что 11 детей самостоятельно не передвигаются, у 41 детей не сформирована речь; 26 детей имеют диагноз ДЦП, 16 детей с легкой умственной отсталостью, 7 детей – с умеренной умственной отсталостью, 8 детей с диагнозом: синдром Дауна, кроме того, преобладают дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, ПРОПРЦНС, детский аутизм, СДВГ и др..
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 2029 социально- педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 1207 услуг, 822 услуги - детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 9 лет.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, досуговые мероприятия.
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
В процессе занятий дети знакомились с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности: занятия по пластилинографии «Мухомор»; занятия по рисованию пальчиками и ладошкой «Ёжик на травке», рисованию ватными палочками «Божья коровка»; занятие по аппликации в обрывной технике «Морковка», аппликации крупой - «Груша»; рисованию в технике печать листьев «Чудо-дерево».
Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».
Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В Семейной гостиной, в рамках программы «Технология добра», социальные педагоги провели познавательные мероприятия:
развлекательное мероприятие «По дорогам сказочного Лукоморья»;
игра-путешествие «В поисках страны здоровья»;
игра-развлечение «Интересное для почемучек»;
квест-игра «Куда пойдешь, то и найдешь»;
развлекательная программа «Лето чудная пора»;
игровая программа «Здравствуй, осень!»;
поляна веселых затей «Летняя заниматика»;
игра по станциям «Путешествие по стране Радуги»;
познавательное мероприятие «Цветочный калейдоскоп»;
экологическое занятие «Зеленый островок»;
конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну шоколада»;
конкурсно-игровая программа «Нам вместе веселей»;
игровая программа «Вежливая азбука»;
литературная игра «Путешествие в Мультляндию»;
конкурсно-игровая программа «Осенние вытворяшки»;
игра-эстафета «Осенние забавы».
Занятия по патриотическому воспитанию:
Познавательное мероприятие «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю».
Театрализованные представления:
театрализованное представление «Теремок на новый лад»;
кукольный театр «Девочка и лиса»;
театрализованное представление «Бычок - смоляной бочок».
Мастер-классы:
в технике объемной аппликации «Ромашка»;
по аппликации «Подводный мир» в технике «объемная аппликация»;
«Маковое поле» в нетрадиционной технике «ниткография»;
«Осенняя береза» в технике «граттаж».
В результате проведенных занятий, у получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, совершенствовались игровые навыки и творческая самостоятельность через театрализованные игры, повысилась познавательная и эмоциональная активность.
Таким образом, занятия по программе «Технология добра» способствовали установлению неформальных доверительных отношений между всеми участниками, созданию безопасного пространства для общения и условий для самовыражения, объединению всех детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
По реализации проекта Десятилетия детства, проведены следующие мероприятия:
В День семьи, любви и верности выставка детского творчества «Портрет своей семьи»;
в международный день детского телефона доверия выпуск информационных буклетов «Детский телефон доверия»;
конкурс рисунков на асфальте «Волшебная страна детства»;
в международный день дружбы игровая программа «Радуга дружбы»;
познавательное мероприятие «Сказка о золотых правилах безопасности в Интернете»;
игра по станциям «Раз, два, три, четыре, пять - летом некогда скучать».
игра по станциям «Маленькие детки на большой планете»;
в день Государственного флага Российской Федерации выпуск стенгазеты «Гордо реет флаг державный…»;
конкурс рисунков «Мой друг – Светофор!».
конкурсно-игровая программа «Карнавал сказочных героев»;
в Международный день мира виртуальное путешествие «Как отмечают День мира в различных странах»;
кукольный театр «Золотая рыбка».
Проведены занятия:
на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте»;
социально-правовое занятие «Детский телефон доверия»;
социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».
В результате занятий и мероприятий у детей улучшилась моторная активность, повысился интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли артистов и музыкантов. Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получить навыки работы с нетрадиционными материалами. Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.
В соответствии с планом мероприятий проведены занятия по методике «Музыкальная капель», которая включают в себя целый комплекс мероприятий: танцы, прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, игру на музыкальных и шумовых инструментах, различные виды игр: 1. «Фасолька» - «Разминка», «У жирафов…», «Бурый мишка», «Мы эту ручку разотрём», «Пузырь», «Блины, блиночки»;
2. «Звуки музыки» - «Разминка», «У жирафов…», «Вот левая, вот правая», «Песенка для массажа», «Бегемотики», «Балалайка»,
3. «Задоринка» - «Разминка», «У жирафов…», «Автобус», «Ладошка», «Дыхательная гимнастика», «Добрый мастер».
4. «Непоседы» - «Разминка», «У жирафов…», «Вместе с нами», «Чистюля», «Бегемотики», «Часики».
В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия:
знакомство с пластилином;
прямая пластилинография: «Знакомство с пластилином», «Гусеница», «Осеннее дерево с листочками», «Ветка рябины»;
контурная пластилинография: «Снеговик», «Ёлочка нарядная»;
многослойная пластилинография: «Корзина с фруктами», «Подводный мир»;
мозаичная пластилинография: «Мухомор», «Одуванчик - цветы, словно солнышки желты», «Золотая осень», «Подсолнух», «Пингвины»;
модульная пластилинография: «Осьминог», «Осенняя береза», «Дымковская барыня»;
фактурная пластилинография: «На лугу», «Цветные зонтики», «Летние зарисовки».
Методическая разработка по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Занятия способствовали социальной адаптации несовершеннолетних, объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности детей в своих силах.
На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник:
рисование красками и гуашью: «Яблоко с листочком и червячком», «Ягодка за ягодкой», «Желтые листья летят», «Снеговик», «Красивые воздушные шары», «Мышка и репка»;
рисование ватными палочками: «Красивый полосатый коврик»;
рисование восковыми мелками: «Деревья под снегом»;
рисование в технике обрывания и тычкования: «Цветные клубочки», «Елочка»;
рисование в технике печати по трафарету: «Серпантин танцует»;
рисование карандашом: «Мы слепили снеговиков», «Почки и листочки», «Божья коровка».
В результате проведенной реабилитационной работы у получателей услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, дети стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение. Поставленные задачи были выполнены.

Отделение психолого-педагогической помощи
Во III квартале 2023 года работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи было оказано 2533 услуги, в том числе детям-инвалидам 823 услуги. Работа с несовершеннолетними получателями социальных услуг велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
по программе социально-гуманитарной направленности «Радуга» прошли обучение 141 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 24,4 %;
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 88,6%;
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение 72,2 %;
снижен эмоциональный фон 68,2%;
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 44,6%;
повышенная тревожность у 84,6%;
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 62,4%;
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 84,2%;
низкий уровень устойчивости внимания у 82,6%;
низкая познавательная активность у 78,4%;
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 64,2%;
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 28%;
отсутствие самостоятельности у 76,2%;
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 82,2%;
отсутствие навыков межличностного общения 84,4%.
В процессе работы с обучающимися была проведена индивидуальные занятия, основными задачами которых являлось:
создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализация.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Сенсомоторному развитию, изучению цвета, формы, обучению счету, правилам сложения и вычитания способствовали занятия с тренажерами-сортерами, занятия с использованием панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов, используемых в обычной жизни (замки, выключатели, розетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Проводились занятия по нейропсихологической коррекции для детей с нарушениями мозговой деятельности. Нейропсихологическая коррекция включала когнитивные и двигательные методы. Упражнения применяемые специалистами способствовали удержанию программы действий, развитию слухоречевой памяти, переключению внимания, развитию межполушарного взаимодействия, а так же помогали решить проблему несформированности определённых структур головного мозга.
Каждое упражнение выполнялось в виде игры и рассчитано на проявление интереса у ребёнка к действию. Процесс обучения и развития проходил легко, дети с удовольствием выполняли предложенные задания.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Проводимая специалистами работа с родителями необходима для закрепления достигнутого результата, сопровождающих знакомили с методами и приемами коррекционной работы для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 22,4 %;
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 86,2%
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 96,6%;
повышение эмоционального фона у 94,2%;
стабилизация психоэмоционального состояния у 38,2%;
снизилась тревожность 94,0%;
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 58,2%.
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 88,4%;
повысился уровень устойчивости внимания у 78,2%;
повысилась познавательная активность у 75%;
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 78,2%;
развилась уверенность в себе у 52,2 %;
проявилась самостоятельность у 68,2 %.
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 76,2% детей;
сформировались навыки межличностного общения у 46,4%.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 6 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка). Занятия включали упражнения с использованием методических разработок «Сенсорная интеграция», «Графомоторные навыки», «Мозжечковая стимуляция». Индивидуальный подбор комплекса упражнений, способствовал активации моторных навыков и особенности организации их применения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мозжечковую стимуляцию входил специальный комплекс упражнений, который направлен на развитие головного мозга, в том числе на его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Была проведена первичная диагностика, в результате которой было выявлено:
наличие звукокомплексов – 96,2%;
связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование – 94,6%; отклонение предмета - 52,4%, выполнение действия - 82,4 %, протест детей - 76,4%;
возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды - 62,4%;
наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей – 98,2 %;
внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 92,4 %;
реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 84,2 %;
выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 82,4%; отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 90,2 %;
концентрация внимания у детей снижена - 78,2 %;
использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 96,4%;
реакция на обращение у детей - 86 %;
реакция на собственное имя у детей - 72,6 %;
возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей -62,8 %;
мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 92,8%;
общее психическое состояние пассивный - 92%, вялый - 62,4%, бодрый – 52,4%;
общее моторное развитие, снижение мелкой моторики – 84,6 %;
пищевое поведение в норме у детей - 98,2 %;
координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 100%;
проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - 86,4%.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дифференцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы наблюдались улучшения:
наличие звукокомплексов – 100%;
связь звуковых выражений с каким-либо значением, соотношение реакции обращения, привлечение к себе внимания, требование - 96,2%, выполнения действия – 66,2 %, протест детей - 86,2%;
возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 74,2 %;
наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100 %;
внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 96,2 %;
реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 94,6 %;
выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 88,4 % отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 82,6 %;
улучшение концентрация внимания у детей снижена – 76,4 %;
использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 94,8%;
реакция на обращение у 86,6 %;
реакция на собственное имя у детей - 82,4 %;
возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 58,2%;
мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96,4%;
общее психическое состояние: пассивный - 46%, вялый – 44,2%, бодрый – 54,6%;
общее моторное развитие, улучшение моторных навыков - 92,2 %;
пищевое поведение в норме у детей - 98,2 %;
координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 94,2 %;
проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 92,2%.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 140 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 88,4 %;
повышенный уровень тревожности у 86,6%;
слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 76,4%;
не сформированы навыки межличностного общения у 84,2%.
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. В ходе проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Среди участников наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы:
снижение уровень эмоционального напряжения и повышение эмоционального фона у 96,2 %;
снижение тревожности у 86,8%;
развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 98,2%;
сформированы навыки межличностного общения у 90,6%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет), приняли участие 135 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» и стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем у 9 детей.
В ходе первичной диагностики выявлено:
снижение уровня речевого развития у 100%
снижение пассивного и активного словарного запаса у 94,6%;
не поставлены проблемные звуки речи у 72,8% ;
не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 62,4 %;
наличие тонуса мышцы языка, губ, щек у 94,2 %.
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки «По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. «Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки «Колобок»).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повышение уровня речевого развития у 100%;
увеличился пассивный и активный словарный запас у 92,4%
введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 66,8%;
сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 68,6%;
укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 88,6%.

Отделение социальной реабилитации
В III квартале 2023 года деятельность отделения была направлена на реализацию коррекционных развивающих занятий адаптированных общеразвивающих программ художественно-эстетической, социально-гуманитарной, спортивно-оздоровительной направленности, которые проходили в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в III квартале 2023 года предоставлено 12062 услуги несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 3395 услуга, детям с ограниченными возможностями – 8667 услуг.
Охват обучающихся составил:
по программе «Радуга творчества» - 141 обучающийся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе: детей-инвалидов – 67 детей;
по программе «Домисолька» 52 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 21 ребенок-инвалид и 126 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 12 детей-инвалидов;
по программе «Позитив» 40 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 18 детей-инвалидов и по программе «Читалочка» 116 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 11 детей-инвалидов.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих мастерских используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
В отчетном периоде детьми подготовлены поделки: панно из бисера «Веточка», украшение из бисера «Кулон», из бисера «Черепашка», «Ягодка», аппликация из цветной бумаги «Аквариум», аппликация из природного материала «Веселый ёжик», аппликация из ткани «Осьминог», аппликация из крупы и песка «Три медведя», аппликация в технике мозаика «Цветные зонтики», из соленого теста «Колобок», «Грибы», «Ягоды», «Корзина», панно «В гостях у лесовика», панно из бисера «Я на солнышке лежу», подвеска «Кораллы», «Жук» и др. Были проведены мастер-классы: в технике «Кинусайга» - «Золотая рыбка» (педагог С.И.Лапина); в технике «Папертоль» «Летняя фантазия» (педагог Г.В.Будагян), в технике «Нетрадиционная аппликация» «Зверята из геометрической страны» -(педагог И.В.Можаренко), в технике «Бисероплетение» «Посмотри, какая прелесть!» (педагог Г.В.Будагян).
В конце каждого реабилитационного периода проводилась выставка детского творчества.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
Дети познакомились с названиями музыкальных инструментов и их звучанием, овладели элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, выполняли игровые движения руками, изменяя эти движения соответственно тексту песни, получили представление о понятиях: музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты, тихие и громкие звуки. Такие задания развивали: ритмичность, внимание, усидчивость.
На занятиях использовали различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: тематический час «Терроризм – угроза обществу», час мужества «Венок славы Александра Невского», праздник светлых чувств «День семьи, любви и верности».
для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив» познавательные мероприятия: «Почемучки-знатоки», «Загадки в шутку и всерьез».
В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «Грюндвальдская битва».
Во III квартале 2023 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 4; праздничных концертов – 4.