Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями
Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями
Музыка не только фактор,
облагораживающий, воспитательный.
Музыка - целитель здоровья.
(В.М. Бехтерев.)
Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Музыкотерапия, т. е. терапия музыкой всегда являлась одним из направлений социо-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Краевом реабилитационном центре «Орленок».
И это не случайно, ведь ещё в древние времена было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние.
Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания, Асклепид звуками музыки усмирял раздоры, Демокрит рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. Известны суждения Платона: «Музыка влияет на эмоциональное состояние человека, восстанавливает гармонию».
Практическое использование музыки как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале 20 века и успешно продолжается до сих пор.
Всем известно, что музыка воздействует на эмоциональную сферу человека: с помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты, и, напротив, возбуждаются заторможенные.
Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств.
Такого влияния музыки на организм педагоги добиваются привлечением ребёнка к активным действиям - работают с ним на сцене, в музыкальном классе: учат петь, двигаться, играть на музыкальных инструментах. Поэтому, в отделении социальной реабилитации возникла необходимость разработки музыкальной программы «Орф-педагогика». Использование программы оказывает эффективное коррекционно- развивающее воздействие.
Система Орфа - система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребёнка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы: речевые упражнения, музыкально-двигательные упражнения, игры с инструментами, элементарный музыкальный театр.
В программе определены цель, задачи, структура и содержание занятий для различных категорий детей. В ней делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание музыкально-коррекционных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей.
На занятиях дети водят хороводы, слушают и поют песни, играют на музыкальных инструментах, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках музыкальных сказок, в музыкально-ритмических композициях.
Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу, дети достаточно легко выражают свое отношение к музыке словесно, через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями.
Во время занятий дети постепенно осваивают и выполняют несложные движения под музыку, у них появляется песенный репертуар, который обновляется в процессе занятий.
Завершающим этапом работы является сценическая деятельность. Для многих наших реабилитантов это победа над собой, над своими страхами, неуверенностью. Любой ребенок, а особенно имеющий «ограниченные» возможности, не должен чувствовать себя изолированным от большого мира сверстников, мы даем ему возможность развивать свои способности, чтобы, преодолев робость, застенчивость, он мог гордиться собой.
Участие в концертах духовно обогащает ребенка, расширяет его представления об окружающем мире, способствует закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждает ребенка к творчеству и общению.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкотерапии в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Музыка, делает жизнь ребенка ярче, насыщенней. Дети, и их родители, забывают, хотя бы на время, об ограничениях и проблемах, мешающих ребенку жить и развиваться как обычные сверстники, и становятся просто счастливыми, полноценными людьми, несущими радость в этот мир.