Взаимоинтеграция детей-инвалидов и часто болеющих детей, как способ реабилитации и социальной адаптации
Взаимоинтеграция детей-инвалидов
и часто болеющих детей, как способ реабилитации и социальной адаптации
Инвалидность у детей – это значительное ограничение жизнедеятельности, изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению.
Из этого следует, что одной из проблем ребенка-инвалида является ограничение его связи с миром, с природой, доступа к культурным ценностям, и, что особенно актуально, в бедности контактов с окружающими.
Краевой реабилитационный центр «Орлёнок» - учреждение системы социальной защиты населения Ставропольского края, занимающиеся реабилитацией детей-инвалидов и часто болеющих детей.
Создание Центром оптимальной модели взаимодействия и взаимоотношений часто болеющих детей и «особых» деток, как для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для приобщения к сотрудничеству здоровых детей, воспитания, обучения, и взаимной интеграции в общество относится к числу важнейших задач.
В основе замысла лежит идея изменения модели межличностной коммуникации в детском коллективе, ликвидацией дефицита его общения со здоровыми сверстниками.
Процесс взаимоинтеграции детей двух категорий протекает непрерывно, через набор техник и методик, используемых комплексно: «Ритм-О» - детское самоуправление», «Движение - жизнь», «Педагогика любви и свободы», «Творчество без границ», «Арт-терапия», «Темная сенсорная комната. Релаксация», «Светлая сенсорная комната. Игротерапия», «Ароматерапия».
Специалистами отделения психолого-педагогической помощи учреждения создана творческая, развивающая и игровая среда, где решаются основные задачи, с учётом заболевания, возрастных и индивидуальных особенностей детей двух категорий.
В работе с детьми используются гибкие формы психологической работы, одной из которых является арт-терапия, включающая сказкотерапию, песочно-водную терапию, изотерапию.
Арт-терапия для детей - терапия через игру и творчество: сказки, пальчиковые игры, игры в песочнице и воде, рисование пальцами, ладонями, рисование на мокрой бумаге, стекле, монотопия, марания, штриховка, каракули, рисование сухими листьями и сыпучими материалами, рисование предметами окружающего пространства, лепка и т.д.
В результате, совместное игровое и художественное творчество детей-инвалидов и часто болеющих детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, приучает к сотрудничеству, создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. В процессе совместной деятельности у детей проявляются чувства симпатии, доброжелательности. Творческий процесс способствует взаимному обогащению: с одной стороны, каждый участник привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, а с другой, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. Здоровые детки проявляют уважение к детям-инвалидам: умеют радоваться их достижениям, понимают и ценят их старания, готовы помочь им в сложных ситуациях.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с окружающими детьми. Игровые занятия по программе «Город мастеров» в светлой сенсорной комнате, погружают детей-инвалидов и часто болеющих детей в атмосферу игры, с помощью которой развивается крупная моторика, навыки самообслуживания, навыки дружбы и общения, что способствует эффективной социализации. Кроме того, совместные игры позволяют преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия.
Совместная деятельность детей с использованием технологий «Краски технологий», «Фантазийка», «Нарисуй-ка» программы «Педагогика любви и свободы» направлена на то, чтобы дети с разными возможностями – с нарушениями развития и без таковых – жили и взаимодействовали в едином социуме. Научить детей работать в коллективе, адаптироваться в различных жизненных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнение других, развивать художественный вкус, творческую фантазию и речь ребенка - эти задачи решаются с использованием нетрадиционных технологий в работе с пластилином, бумагой, красками, природным материалом. В каждой технологии особое место занимает коллективная творческая деятельность. Коллективные работы детей-инвалидов и часто болеющих детей создают ситуацию успеха, на их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная интегрированная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми и, прежде всего, со сверстниками. Одна из форм такого взаимодействия в условиях Центра - организация единого реабилитационного пространства для детей-инвалидов и часто болеющих детей путем создания системы детского общественного самоуправления - республики «РИТМ-О», с избираемым правительством и президентом.
Дети-инвалиды, совместно с обычными детьми, при активной поддержке родителей и воспитателей, участвуют в подготовке и проведении акций и концертов, отмечают дни рождения, являются участниками межгрупповых и общецентровских мероприятий, участвуют в конкурсах и спортивных мероприятиях, а работа в детском самоуправлении помогает им получить навыки управленческой культуры и работы в команде, раскрыть свои лидерские качества, стать более мобильными и инициативными.
Преодолеть барьеры воздвигнутые недугом, помогает совместное творчество. Эта деятельность должна быть интересной, доступной при разных границах физических возможностей, она должна позволять ребёнку видеть свои достижения, требовать от него объединения и взаимодействие с партнёрами, способствовать появлению потребности в общении. Интересный опыт по организации совместной деятельности детей накоплен в отделении социальной реабилитации: через занятия в творческих мастерских, спортивном зале, библиотеке. Здесь дети поют, танцуют, рисуют, читают стихи, готовят номера художественной самодеятельности, участвуют в концертах и праздниках, изготавливают поделки своими руками, участвуют в театральных представлениях. В результате такой деятельности дети-инвалиды чувствуют себя полноценными членами детского общества, у них появляется желание общаться, творить, а здоровые дети становятся более терпимыми, перестают смотреть на инвалидность как на какое-то отклонение, учатся ценить и уважать в человеке, прежде всего, его душевные, интеллектуальные качества.
Конечно же, интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями немыслима без их физической реабилитации.
Для многих детей с ограниченными возможностями и часто болеющих детей адаптивная физическая культура является одним из способов «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Используемая специалистами отделения социально-медицинской реабилитации методика совместного проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми-инвалидами и часто болеющими детьми, дает возможность на взаимном примере и тем, и другим понять важность физической активности в жизни каждого человека, не зависимо от диагноза.
Применяя методику проведения совместных занятий по адаптивной физкультуре, дети-инвалиды зачастую впервые в жизни, познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя. В свою очередь дети, не имеющие двигательных отклонений, учатся таким необходимым понятиям как: добро, сострадание, взаимопомощь учатся понимать индивидуальность и неповторимость каждого человека на земле.
Безусловно, взаимоинтеграция не является чудодейственной силой, способной полностью разрешить поведенческие, эмоциональные, социальные и физические проблемы. Вместе с тем, в процессе взаимоинтеграции каждый ребёнок приобретает опыт позитивных индивидуально-личностных изменений, возможность почувствовать себя уверенно, не закрываться в собственной неуверенности и не видеть мир разделённым на «нормальный» и ограниченный.