> Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Нарушение слоговой структуры слова - распространенная речевая патология у детей, проявляющаяся в искажении количества, последовательности или типа слогов в словах. Это нарушения по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Эти нарушения затрудняют коммуникацию, усвоение грамоты и могут привести к дислексии, дисграфиии и социальной дезадаптации.
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей - это важное направление коррекционной педагогики, направленной на формирование правильного воспроизведения звуко-слогового оформления слов.
Коррекционная работа требует комплексного подхода, включающего неречевых и речевых процессов. Требует системности и поэтапности. Поэтому важно сочетать развитие ритмических, пространственных навыков с речевыми упражнениями, используя игровые методы.
Для эффективного решения логопедических задач специалистами Краевого реабилитационного центра «Орленок» в отделении психолого-педагогической помощи был разработан комплексный подход к проблеме коррекции слоговой структуры речи. Учителями-логопедами подобраны различные речевые упражнения, которые эффективно развивают логическое мышление, слоговую структуру ребенка-логопата.
Коррекционные занятия проводятся учителями-логопедами по дополнительной рабочей программе социально-гуманитарной направленности «Мир звуков», которая включает в себя следующие блоки:
- дыхательные упражнения;
- массаж и самомассаж;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- упражнения с аппликатором Кузнецова;
- интерактивную артикуляционную гимнастику и биоэнергопластику;
- упражнения на развитие ритмических способностей;
- упражнения на формирование ритмических способностей;
- упражнения на формирование пространственных и квазипространственных представлений;
- кинезиологические упражнения;
- проговаривание слов доступного класса.
Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, производит массаж органов брюшной полости, способствует оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения всегда предшествуют массажу, самомассажу и другим заданиям. Речевая и моторная деятельность стимулирует тонкие движения пальцев рук.
Специалисты используют эффективные методы для формирования слоговой структуры речи, в частности применяют приемы мануального подкрепления. Этот прием облегчает детям усвоение многосложных слов и слов со стечением согласных. Он успокаивает и способствует концентрации внимания.
Новым и интересным направлением в работе является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Эти движения помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Многие задания проводятся в стихотворной форме, и это не случайно. Ритмически организованная речь является важным стимулом для оказания активирующего влияния на кору мозга. Проводятся фольклорные игры с речетативным проговариванием, различные виды ходьбы с речевым сопровождением, речедвигательные упражнения, подбор рифмующихся слов и другие упражнения.
Результативность коррекции нарушений слоговой структуры специалистами оценивается по устойчивому правильному воспроизведению слоговой структуры в любом контексте.
Особое внимание учителя-логопеды уделяют преемственности получения логопедических знаний и умений родителями в дальнейшем развитии ребенка.
Поэтому такие регулярные домашние упражнения (повторение чистоговорок, игры со слоговыми карточками) повышают эффективность полученных результатов.
Автор статьи: учитель-логопед отделения психолого-педагогической помощи
Енина Надежда Васильевна