Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.
Краевой реабилитационный центр «Орлёнок» принимает в своих стенах детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика работы с детьми с ДЦП показывает, что как правило, сопутствующий диагноз – расстройство артикуляционной моторики. И, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем большего результата удаётся добиться, избежать многих интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.
Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы, когда ведущим является поражение двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Нарушения речи у детей с ДЦП может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Недоразвитие артикуляционной моторики при детском церебральном параличе затрудняет формирование произносительной речи ребёнка, часто приводит к нарушению фонематического слуха. Это может вызвать у ребенка проблемы в освоении звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Создать атмосферу заинтересованности в познании окружающего мира, пополнении активного и пассивного словаря, развития речи у детей помогает логопедическая копилка дидактических материалов с большим разнообразием игр, методических пособий, диагностик.
Для активизации речи у неговорящих детей применяются различные варианты гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, голосовые упражнения), логопедические упражнения по лексико-грамматическим темам (времена года, овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы и т. д.), логоритмические упражнения и другие техники:
Артикуляционная гимнастика через упражнения «Лопатка», «Блинчик», «Жало», «Иголочка», «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Ветерок», «Горка», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибочек».
Голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе: «Вьюга», «Снежинки летят», «Подул ветерок».
Упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха: «Гарью пахнет! Тревога»!, «Полуприседы», «Большой маятник», «Обними плечи» с целью нормализации речевого дыхания.
Пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук: «Разжигаем огонь», «Моем ручки», «Фонарики», «Пальчики», «Лепестки», «Выкручиваем винтики».
Особенностью работы по обогащению словарного запаса выступает сочетание коррекционных мероприятий по усовершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.
Детей с первым уровнем речевого развития обучаем понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек и т. д.).
При втором уровне речевого развития у обучающихся уточняем и пополняем словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учим их понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (посуда, мебель, одежда, игрушки).
При третьем уровне речевого развития расширяем содержание словарной работы, развиваем понимание и введение в активный словарь ребёнка названий окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания и др.), ориентирование в пространстве (вперёд, назад, далеко, близко), формируем временные представления (утро, вечер, сначала, потом и т. д.) с использованием соответствующего словаря.
В коррекционно-развивающих играх, которые служат прекрасным подспорьем в работе по активизации лексического запаса у детей с ДЦП, применяем красочный деревянный сортёр «Фрукты, овощи, ягоды» с большими и удобными деталями, которыми легко манипулируют детские руки. Кроме того, яркие и привлекательные изображения помогают развивать воображение и творческое мышление обучающихся.
Сортёры являются эффективным средством развития различных навыков у детей: способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики, улучшают концентрацию внимания.
Широко используются в логопедической работе сортёры «Животные фермы и леса», «Волшебный комодик», «Развивайка», «Гномики», «Паровозики», а так же звучащие и музыкальные игрушки: «квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде, яркие пирамидки и мячи.
Разрабатывая игру или упражнение, логопедический состав специалистов отделения планирует цели, средства достижения результата, методы и приёмы работы, наглядность, исходя из реальных возможностей каждого ребёнка, уровня его развития на момент обучения, с учётом зоны ближайшего развития. Только так можно достигнуть наибольшей эффективности в работе по обогащению словаря у детей с ДЦП.
Автор статьи: учитель-логопед отделения психолого-педагогической помощи
Мирошникова Майя Сергеевна