ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Основы применения методики «Глобальное чтение» с детьми, имеющими нарушения речи
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2025
2024
2022
2021
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Попечительский совет
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Контакты
Реабилитация
Порядок направления несовершеннолетних получателей социальных услуг в "Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"
ДОВЕРЕННОСТЬ
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2025 год
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... Победе в Великой Отечественной войне посвящается!
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Правовые основы
Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор
Признание Граждан нуждающимися в социальном обслуживание
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2024-2025 учебный год
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2025 г
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год

Основы применения методики «Глобальное чтение» с детьми, имеющими нарушения речи

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

       Краевой реабилитационный центр «Орленок» принимает на социальное обслуживание детей с различными нарушениями здоровья, в том числе со всеми видами психоречевых дефектов.

       Научить ребенка слушать, говорить и понимать обращенную речь, социализировать его в общество является сложным процессом. Преодоление нарушений развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которым необходимо активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе. Инструментом этого процесса является дополнительная рабочая программа социально-гуманитарной направленности «Альтернативные и аугментативные способы коммуникации», цель которой - развитие коммуникативных навыков, понимание и активизация речи у детей с различными нарушениями.

       Учитель-дефектолог отделения психолого-педагогической помощи на начальном этапе диагностирует речь ребенка, устанавливая логопедический статус. По результатам тестирования каждому ребенку подбираются индивидуальные упражнения и методики, которые направлены на улучшение фонетического восприятия, корректирование ритма и интонации; понимание устной речи, формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов); увеличение словарного запаса, стимулирование формирования связной речи; развитие письменной речи и чтения, развитие функций высшей нервной деятельности.

       Глобальное чтение - один из методов дополняющий или заменяющий обычную речь. Оно развивает зрительное и слуховое внимание, импрессивную и экспрессивную речь, мышление и память, навыки коммуникации, а так же активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга, что способствует устранению признаков дислексии. Чем раньше начинается обучение ребенка, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

       Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв, где графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, предметом. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления для ребенка.

       Использование глобального чтения актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при следующих видах нарушений: аутизм, нарушениях слуха, интеллектуальная недостаточность. Глобальное чтение - это основа для дальнейшего обучения и альтернативной коммуникации, которое включает в себя несколько этапов: первый этап - сотрудничество. На данном этапе выполняются инструкции с помощью постепенного возрастания уровня требований. На втором этапе невербальная имитация. Выполнение действий по образцу. Третий этап - сопоставление. Обучение сопоставлять предметы с картинками. Заключительный, основной этап - чтение. Ознакомление с предметными картинками, обучение различий изображения и поиску слов по инструкции.

       Данный метод способствует накоплению пассивного словаря детей, развитию зрительного внимания и памяти, формированию импрессивной речи, мышления, обучению понимать прочитанное и воспитанию отношения к чтению, как к источнику знания и средству общения с окружающими. Принцип методики состоит в том, что ребенку многократно демонстрируются карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом, проговаривая содержание карточек. Демонстрацию карточек нужно проводить в быстром темпе, меняя их одну за другой. При этом ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.

       Для того чтобы удержать внимание ребенка, в процессе занятия достаточно показывать 10 карточек одного тематического характера, при этом озвучивая объект на карточке, повторяя не менее трех раз.

       Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса, учителем-дефектологом используется большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера: материал на развитие фонематического слуха («музыкальные инструменты» (колокольчики, барабан, дудочка, свисток, ксилафон), пособие «Слушать интересно», «Музыкальные кубики» (звуки животных, звуки транспорта, кубики на развитие фонематического слуха), «Музыкальная азбука», «Музыкальные планшеты» (песни из сказок, «азбука с подражанием животных»; карточки LEPS (обучающие и развивающие: «карточки говорушки на подражание», «овощи», «фрукты», «животные», «рыбы», «насекомые», «растения», «одежда» «обувь», «посуда», «мебель», «времена года», «цвета», «фигуры, «объем», «формы», «противоположности», «понятие о сказках», «предлоги», «счет»); карточки PECS (расписание: «Поездка к бабушке», «Чистка зубов», «Расписание дня», карточки «С нуждами», карточки «Еда», «Что делаю, что сделано», «Больница», «Школа», «Магазин», «Аптека».

       На занятиях ребёнку всегда должно быть спокойно и комфортно. Главное условие взаимодействия с ним – создание атмосферы доверия по отношению к педагогу, установление эмоционального контакта с ребёнком, расширение личного пространства ребенка.

      В ходе работы с ребенком учитель-дефектолог также активно взаимодействует с родителями, дает необходимые рекомендации на последующую работу с детьми в домашних условиях для закрепления полученных результатов.

Автор статьи: учитель-дефектолог отделения психолого-педагогической помощи
Секундова Любовь Алексеевна