«Про « нельзя»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Для просмотра всего текста статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте или авторизируйтесь 

                                             Этическая беседа
                                               «Про « нельзя»
                       (13 – 15 лет)

Цель: формирование нравственных ценностей у детей, побуждение детей к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра
Оборудование: лист-свиток «Указ»; бумага, ручки; бумажные человечки, обозначающие этапы беседы: раздумывающий, фантазирующий, недоумевающий.
ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель.
– Ребята, сегодня у нас состоится очень важный разговор.
(На доске появляется изображение человечка думающего.)
Воспитатель.
– Нравится ли вам строгое слово «нельзя»?
(Большинство ребят, конечно, говорят, нет, ведь «нельзя» – запрещающее слово.)
Воспитатель.
Как вы реагировали, когда мама вам, малышам, запрещала что-то делать?
(Кто-то и не делал, боясь ослушаться, кто-то обязательно норовил это сделать, объяснили даже смысл поговорки «Запретный плод сладок»).
Воспитатель.
Слышали ли вы что-нибудь о японской системе воспитания? У японцев до 5 лет ребёнок – господин, ему позволено делать абсолютно всё. Давайте законным путем уберем слово «нельзя» и позволим себе делать абсолютно все мысленно

{/reg}                                            Этическая беседа
                                               «Про « нельзя»
                       (13 – 15 лет)

Цель: формирование нравственных ценностей у детей, побуждение детей к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра
Оборудование: лист-свиток «Указ»; бумага, ручки; бумажные человечки, обозначающие этапы беседы: раздумывающий, фантазирующий, недоумевающий.
ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель.
– Ребята, сегодня у нас состоится очень важный разговор.
(На доске появляется изображение человечка думающего.)
Воспитатель.
– Нравится ли вам строгое слово «нельзя»?
(Большинство ребят, конечно, говорят, нет, ведь «нельзя» – запрещающее слово.)
Воспитатель.
Как вы реагировали, когда мама вам, малышам, запрещала что-то делать?
(Кто-то и не делал, боясь ослушаться, кто-то обязательно норовил это сделать, объяснили даже смысл поговорки «Запретный плод сладок»).
Воспитатель.
Слышали ли вы что-нибудь о японской системе воспитания? У японцев до 5 лет ребёнок – господин, ему позволено делать абсолютно всё. Давайте законным путем уберем слово «нельзя» и позволим себе делать абсолютно все мысленно
(Даю кому-то из ребят листок  с просьбой прочесть.)
Читают:
Мне « нельзя» сказала мама
Нынче ровно 1000 раз.
Об отмене злого слова
Надо выпустить Указ!
(Достаем свиток, формулируем Указ, записываем фломастером и прикрепляем на стенд. На стенде появляется изображение человечка фантазирующего.)
Воспитатель.
– Итак, слово «нельзя» исчезло – все можно! Давайте пофантазируем, как нам будет житься без надоевшего слова?
Примерные ответы детей:
•можно  не ходить в школу,
•гулять допоздна,
•не учить уроки,
•долго играть в компьютерные игры,
• общаться с друзьями, слушать музыку и т. д.
 Картина  нарисована впечатляющая. Прикрепляем на стенд изображение человечка недоумевающего.
Воспитатель.
– Оказывается, взрослые, которые говорят нам, что надо хорошо учиться, достойно жить среди людей –   правы. Вседозволенность ни к чему хорошему не приводит.
– А как вы думаете, когда появились первые запреты? Чем они были вызваны?
 (Ребята вспомнили, что даже первобытная мама, отпуская своего ребенка, наказывала ему, что можно делать, а что – нет, оберегала от опасностей,  потому что человеку нужно было выжить.)
Воспитатель.
– Изменялось общество, изменялись запреты. Вы, наверное, знаете, что десять заповедей в Библии предостерегали людей от плохих поступков и формулировались так: не убий, не укради и т.д.
– Как вы думаете, есть необходимость запрещать что-то людям? (Есть!)
Воспитатель.
 Воспитание детей – это  и усвоение ими системы запретов. В наше время как регулируются « можно» и « нельзя»?
(Законами.)
Воспитатель.
– А где законы рождаются?
 (В Думе.)
(На стенде появляется изображение человечка в очках.)
 Ребята разбиваются на четыре группы – фракции. Каждой фракции предлагается за две минуты написать на листочке два самых главных для них « нельзя».
Примерные записи детей:
•нельзя губить природу,
•нельзя не учиться,
• нельзя бить девочек и обижать мам,
•не вредить здоровью,
•не убивать животных,
• нельзя портить учебники,
• нельзя грубить и драться,
•невежливо обращаться с пожилыми людьми, учителями.
Воспитатель.
    Все педагоги хорошо знакомы с трудами замечательного украинского педагога, Сухомлинского Василия Александровича. В своей книге «Уроки осердечивания ума» он обращается к детям со словами: « Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?  Я прочитаю их полностью, так как каждое слово в них значимо, выверено и очень эмоционально. Давайте, ребята, попробуем сравнить запреты наши и запреты Василия Александровича.
Десять «Нельзя» Василия Александровича Сухомлинского:
1) Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда  ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.
2) Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.
3) Нельзя вступать в пререкания с взрослыми людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
4) Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи...
5) Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даёт себе, – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе...
6) Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в стороне...
7) Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.
8) Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
9) Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.
10) Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.
(На доске появляется изображение довольного человечка)
. Каждая группа читает написанное ею, и мы вместе ищем аналогии среди заповедей Сухомлинского.
Воспитатель.
Как много нужно соблюдать «нельзя», чтобы оставаться человеком. Тут можно вспомнить золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
И последнее, ребята. Каждый на листке запишите одним предложением – для чего же нам нужно это  слово «нельзя», которое во многом нас ограничивает?
Примерные ответы детей
•чтобы мы в будущем жили лучше,
•чтобы в стране не было беспорядка,
•для того чтобы не случилось что-нибудь неприятное,
•чтобы беречь свою жизнь и жизнь окружающих,
• чтобы на планете не было хаоса,
• чтобы вырасти хорошим, умным и правильным человеком.
Воспитатель.
Очень приятно, что вы искренние, сопереживающие, думающие дети. Надеюсь, что наш разговор не оказался для вас бесполезным.{/reg}