> Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

       Нарушение слоговой структуры слова - распространенная речевая патология у детей, проявляющаяся в искажении количества, последовательности или типа слогов в словах. Это нарушения по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Эти нарушения затрудняют коммуникацию, усвоение грамоты и могут привести к дислексии, дисграфиии и социальной дезадаптации.

       Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей - это важное направление коррекционной педагогики, направленной на формирование правильного воспроизведения звуко-слогового оформления слов.

       Коррекционная работа требует комплексного подхода, включающего неречевых и речевых процессов. Требует системности и поэтапности. Поэтому важно сочетать развитие ритмических, пространственных навыков с речевыми упражнениями, используя игровые методы.

       Для эффективного решения логопедических задач специалистами Краевого реабилитационного центра «Орленок» в отделении психолого-педагогической помощи был разработан комплексный подход к проблеме коррекции слоговой структуры речи. Учителями-логопедами подобраны различные речевые упражнения, которые эффективно развивают логическое мышление, слоговую структуру ребенка-логопата.

       Коррекционные занятия проводятся учителями-логопедами по дополнительной рабочей программе социально-гуманитарной направленности «Мир звуков», которая включает в себя следующие блоки:

  • дыхательные упражнения;
  • массаж и самомассаж;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • упражнения с аппликатором Кузнецова;
  • интерактивную артикуляционную гимнастику и биоэнергопластику;
  • упражнения на развитие ритмических способностей;
  • упражнения на формирование ритмических способностей;
  • упражнения на формирование пространственных и квазипространственных представлений;
  • кинезиологические упражнения;
  • проговаривание слов доступного класса.

       Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, производит массаж органов брюшной полости, способствует оздоровлению и улучшению самочувствия.

       Дыхательные упражнения всегда предшествуют массажу, самомассажу и другим заданиям. Речевая и моторная деятельность стимулирует тонкие движения пальцев рук.

       Специалисты используют эффективные методы для формирования слоговой структуры речи, в частности применяют приемы мануального подкрепления. Этот прием облегчает детям усвоение многосложных слов и слов со стечением согласных. Он успокаивает и способствует концентрации внимания.

       Новым и интересным направлением в работе является биоэнергопластика.

       Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Эти движения помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

       Многие задания проводятся в стихотворной форме, и это не случайно. Ритмически организованная речь является важным стимулом для оказания активирующего влияния на кору мозга. Проводятся фольклорные игры с речетативным проговариванием, различные виды ходьбы с речевым сопровождением, речедвигательные упражнения, подбор рифмующихся слов и другие упражнения.

       Результативность коррекции нарушений слоговой структуры специалистами оценивается по устойчивому правильному воспроизведению слоговой структуры в любом контексте.

       Особое внимание учителя-логопеды уделяют преемственности получения логопедических знаний и умений родителями в дальнейшем развитии ребенка.

       Поэтому такие регулярные домашние упражнения (повторение чистоговорок, игры со слоговыми карточками) повышают эффективность полученных результатов.

Автор статьи: учительогопед отделения психолого-педагогической помощи
Енина Надежда Васильевна