Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей нацелены на решение комплексных задач, связанных с их психологическим и педагогическим развитием. Основная цель - научить ребенка быть самостоятельным, уметь эффективно коммуницировать с другими детьми и взрослыми, а также прогнозировать и оценивать результаты своих усилий. Кроме того, необходимы навыки поиска причин возникающих проблем и умение преодолевать их.

Краевой реабилитационный центр «Орленок» - это не просто место, где ребята проходят реабилитацию. Это уникальная среда, где они общаются и взаимодействуют друг с другом посредством разнообразных видов деятельности. Роль педагогов дополнительного образования заключается в умении организовать такие ситуации, которые естественно сопутствуют процессу реабилитации, а  также эффективно управлять взаимоотношениями, которые возникают внутри этих ситуаций.

В настоящий момент сотрудники отделения социальной реабилитации придают большое значение улучшению своего педагогического мастерства и повышению квалификации в использовании современных методов обучения и воспитания детей. Это делается с целью обеспечения наивысшего уровня помощи и поддержки для реабилитантов, позволяющего им успешно интегрироваться в общество.

Современные образовательные технологии, используемые педагогами в работе с детьми по программам «Радуга творчества», «Домисолька», «Читалочка», «Позитив», «Здоровячок» и «Территория здоровья», предлагают уникальный подход к обучению и развитию детей. Они объединяют в себе современные методики, способствующие всестороннему росту и развитию детской личности.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Критерии, которые составляют сущность педагогической технологии:

- однозначное и строгое определение целей обучения;

- отбор и структура содержания;

- оптимальная организация образовательного процесса;

- методы, приемы и средства обучения;

- учет необходимого реального уровня квалификации педагога;

- объективные методы оценки результатов обучения.

В отделении социальной реабилитации созданы все необходимые условия для индивидуального подхода к детям, учитывая их уникальные особенности и интересы. Здесь педагоги адаптируют содержание и методы обучения согласно их всестороннему развитию, а также учитывают их специфические возможности, способности и запросы.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребят на основе их опыта жизнедеятельности, а не формирование заранее заданных навыков. Эта технология предлагает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его характеристики.

Основным преимуществом индивидуального обучения является его способность адаптировать методы, формы и темп усвоения и применения знаний к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Такой подход позволяет отслеживать успехи и вносить необходимые корректировки в занятия.

Групповые технологии представляют собой специальный подход к организации и проведению совместных действий. Они основываются на принципах коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимокоррекции. Такие технологии позволяют эффективно использовать ресурсы и потенциал каждого члена группы, обеспечивая достижение общих целей и задач.

В свою работу педагоги дополнительного образования внедряют три уровня коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа, построенная на принципах дифференциации.

Основой для успешного применения групповых технологий является активное взаимодействие участников. Каждый член группы имеет возможность выразить свои идеи, поделиться опытом, получить обратную связь, что позволяет улучшить качество и результаты работы группы в целом.

Интерактивные технологии обучения — это методология, которая предусматривает активное включение участников в образовательный процесс. Одной из основных составляющих интерактивных технологий является моделирование жизненных ситуаций, которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья практиковать полученные знания в реальных сценариях.

Кроме того, использование ролевых игр становится неотъемлемой частью занятий с применением интерактивных технологий. Во время ролевых игр участники занимают роли различных персонажей и имитируют коммуникацию в реальных жизненных ситуациях. Такой подход позволяет развивать навыки социального взаимодействия, а также улучшает их понимание различных ролей и перспектив.

Технология исследовательского обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность детей по их решению. Она основана на активном участии ребят в процессе обучения, где они становятся активными исследователями, а педагог лишь играет роль наставника и организатора.

Эта методика обучения дает детям возможность не только освоить новые знания, но и развить навыки самостоятельного мышления, критического анализа и решения проблем. Внедрение такого подхода позволяет детям научиться применять полученные знания на практике, стимулирует их творческое и логическое мышление, а также формирует у них навыки самоорганизации, сотрудничества и коммуникации.

Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на создание оптимальных условий для сохранения, укрепления и развития всех аспектов здоровья педагогов и детей. Они охватывают духовное, эмоциональное, интеллектуальное, личностное и физическое благополучие всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии являются важным компонентом современного образования. Они обеспечивают полноценное физическое и психологическое развитие педагогов и детей, способствуя созданию оптимальной среды для их успешного обучения и взаимодействия.

Информационно-коммуникативные технологии – это инструмент, который стремится развить активность и самостоятельность детей, предоставить им оптимальные возможности для осуществления своей деятельности, а также поощрять их к творчеству через взаимодействие и общение.

Основная цель информационно-коммуникативных технологий – вовлечение детей в активную деятельность. Это достигается путем создания интерактивных образовательных игр, которые способны пробудить интерес ребенка и поднять его мотивацию к обучению.

Современные педагогические технологии имеют потенциал для радикальной перестройки процесса обучения детей различным видам деятельности. Одной из главных задач педагогов в дополнительном образовании является пробуждение в юных сердцах чувства собственного достоинства и развитие их способности справляться с разнообразными задачами, вовлекая их в активную деятельность. Современные технологии, применяемые педагогами в дополнительном образовании, позволяют выбирать наиболее эффективные способы и методы организации деятельности детей, а также создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и развития.

 

 

Старший воспитатель Ищенко В.А.