2021
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в I квартале 2021 года
Коечная мощность учреждения - 90 коек.
В I квартале 2021 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 361 получатель социальных услуг, из них:
детей - 260:
по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 141 человек, в т.ч. дети- инвалиды - 12 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 129 чел.;
по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 220 человек, из них: детей всего - 119, из них,
детей-инвалидов - 80 человек,
детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 39 детей;
сопровождающих лиц - 101 человек.
Выполнение плана койко-дней составило - 6282:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 2644;
стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 3638.
Всего оказано 84331 услуг, из них:
бесплатно - 78663;
на платной основе (питание, проживание) - 5668.
Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.
Мониторинг качества услуг.
Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:
Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 172 человека (100%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг. Отрицательных результатов нет.
Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья
Реабилитационный процесс
Деятельность отделения социально-медицинской реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.
Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.
В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.
Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Всего: 141 чел. |
Всего:119 чел. |
|||||||||
2 (1,4%) |
54 (38,3%) |
71 (50,3%) |
14 (10%) |
-
|
62 (52,1%) |
35 (29,4%) |
20 (16,8%) |
2 (1,7%) |
||
в т.ч. дети-инвалиды 12 чел. (8,5%) |
в т.ч. дети-инвалиды 80 чел. (67,2%) в т.ч. дети-инвалиды чел. (73,0%) |
|||||||||
- |
2 (1, 4%) |
6 (4,2%) |
4 (2,9%) |
0 |
23 (19,3%) |
35 (29,4%) |
20 (16,8 %) |
2 (1,7%) |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата), занимают ведущее место - 139 детей (53,5 %);
далее идут:
болезни костно-мышечной системы - 43 ребёнка (16,5 %);
болезни органов дыхания – 26 детей (10 %);
психические расстройства и расстройства поведения - 25 детей (9,6 %);
врожденные аномалии (пороки развития) - 8 детей (3,1 %);
болезни органов пищеварения - 6 детей (2,3%);
болезни глаза и придаточного аппарата - 6 детей (2,3%);
болезни уха и сосцевидного отростка - 4 ребёнка (1,5 %);
болезни эндокринной системы - 1 ребенок (0,4 %);
болезни крови и кроветворных органов - 1 ребёнок (0,4%);
болезни мочеполовой системы - 1 ребёнок (0,4%).
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
I квартал |
|
|
|
|
чел. |
% |
||||
Поступивших на реабилитацию |
260 |
100% |
|||
выбывших с улучшением |
260 |
100% |
|||
без перемен |
- |
- |
|||
с ухудшением |
- |
- |
|||
В программе социально-медицинской реабилитации использовались традиционные методики:
- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;
- массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.
Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;
- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL- 4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;
- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;
- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;
- SPA-терапия;
- фитотерапия, витаминотерапия.
Специальные методики:
- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».
Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.
- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)
- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.
спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.
В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись детский церебральный паралич, посттравматические нарушения подвижности суставов, последствия перенесённой инфекции, дисплазии и врождённые аномалии, плоскостопие.
Охват целевых групп по мероприятиям 93 человека:
42 ребёнка-инвалида, 51 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
По структуре заболеваний:
плоскостопие - 27 чел;
детский церебральный паралич - 22 чел.;
дисплазия и врождённые аномалии - 39 чел.;
последствия травм - 3 чел;
последствия перенесенной инфекции 2 чел.
Охват целевых групп детей по функциональному воздействию тренажёров на суставы:
ARTROMOT-K1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 42 чел.
ARTROMOT-SP3 для разработки голеностопного сустава – 56 чел.
ARTROMOT-H для разработки лучезапястного сустава руки и пальцев - 23 чел.
ARTROMOT-E2 для разработки локтевого сустава - 11 чел.
ARTROMOT-F для разработки суставов руки и пальцев - 6 чел.
В результате проведения реабилитационных мероприятий с применением аппаратов Artromot у 78 детей увеличилась амплитуда движений, у 32 детей - улучшились функции суставов, верхних конечностей, у 35 детей отмечено уменьшение болевого синдрома, улучшение метаболизма, у 56 детей наблюдалось улучшение походки.
Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата у детей.
Особенности методики определялись не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:
выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты;
были определены коррекционные задачи;
осуществлялся:
подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
дозировка нагрузки.
Охват целевых групп по мероприятиям 105 человек: 27 детей-инвалидов, 78 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у 92 детей увеличилась амплитуда движений, у 34 детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован навык правильной осанки, походки, у 54 детей улучшились функции суставов верхних конечностей, у 47 детей отмечено уменьшение болевого синдрома
Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.
Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.
В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 15 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 11 детей, дисплазия и врождённые аномалии - 9 детей, нарушение осанки - 6 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 34 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей – у 36 детей; совершенствование навыков ходьбы – у 34 детей; повышение эмоционального фона наблюдалось у 34 детей.
Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 10 детей, последствия инсульта - 1 ребёнок, дисплазии и врождённые аномалии – 1 ребёнок, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 3 ребёнка, нарушение осанки - 15 детей.
По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов, поддержание правильной осанки и мышечного тонуса, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы приготовляются к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
При поступлении получателей социальных услуг на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем получателей социальных услуг велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.
Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Реабилитационная работа в стационарном отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук
Для расширения реабилитационного пространства специалисты отделения использовали программу «Детский АРТ базар», которая включала в себя микроцентры игровых зон для детей.
Игровое оборудование помогало ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека. Специалисты отделения работали с детьми индивидуально и в группах.
Детям была предоставлена возможность расширить свои способности, навыки, знания, выбирая зоны для совместных игр, в которых они выполняли предметно-ролевые действия и учились выстраивать последовательность своей деятельности в играх. Все занятия в предметно-развивающих зонах проходили по индивидуальным планам.
Предметно-развивающая среда была представлена игровыми зонами: «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Мастерская», «Магазин», «Парикмахерская», «Музыкально-театральная зона», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм».
На занятиях в игровых зонах использовались игровые ситуации:
«Семья» - «Купание куклы Маши», «Моя семья», «Семейные дела»;
«Кухня» - «Повара», «Готовим обед», «Знакомство с посудой»;
«Школа» - «Школьная жизнь», «Учимся в школе», «Урок в школе»,
«Мастерская» - «Автомастерская», «Город мастеров», «Атосервис»;
«Гараж» - «Строительство гаража», «Работа в гараже», «Путешествие на автобусе»;
«Магазин» - «Гастроном», «Овощной магазин»;
«Парикмахерская» - «Салон красоты», «Визит в парикмахерскую», «Стилисты»;
«Больница» - «Игрушки у врача», «На приеме у врача», «Поликлиника»;
«Ветеринарная клиника» - «Больница для зверей», «Добрый доктор Айболит»;
«Музыкально-театральная» - «Театр», «Браво», «Поход в театр», «Мы артисты», «Играем в театр», «Музыка, игра, театр».
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
- занятия по лепке в технике «пластилинография» - «Мухомор», «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»;
- аппликация из круп - «Груша»;
- рисование ватными палочками - «Божья коровка»;
- занятие по аппликации в технике «обрывная аппликация» - «Морковка»;
- рисованию в технике «печатание листьями» - «Чудо-дерево».
Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».
Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря (шаров, лент, канатов), музыкальных инструментов (трещоток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов): «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы шагать», «Ветер дует нам в лицо», «Прыг да скок», «На горе стоит лесок», «Мишка косолапый», «Пчёлы в поле полетели», «Мы шагаем», «Облако», «Дождь!», «Дует ветер с высоты», «Лесная лужайка», «Мы шагаем», «Овощи растут на грядке», «Качели», «Катится колючий ёжик», «Во саду ли», «Солнечные зайчики», «Деревца», «Охотник и заяц».
Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.
Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.
Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.
В результате проведённых занятий и мероприятий специалисты отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общий тонус детей, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой, снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
У всех детей развился устойчивый интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли «артистов» и «музыкантов».
Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получили навыки работы с нетрадиционными материалами.
Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.
Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».
В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.
Для благоприятного протекания процесса социализации детей-инвалидов, в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера, мастер-классы:
Адаптационный час «Ребёнок и взрослый: играем и развиваемся вместе»;
Познавательное мероприятие - «Права ребёнка»;
КТД - «Давайте познакомимся», «Планета дружбы», «Как на Татьянины именины»;
Драматизация сказки «Зимняя сказка»;
Посиделки «Наши бабушки и деды помнят славную Победу»;
Час правовой информации «Знаешь ли ты право?», «Семья: шаг в будущее»;
Театрализованное представление «Рукавичка», «Развесёлый колобок»;
Игра-развлечение «Масленица-красна Девица!»;
Патриотический час «Пешком в историю родного края»;
Конкурсно-игровая программа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
Мастер-класс «Цветы для мамы», в технике «оригами»;
Мастер-класс «Морозные узоры», в технике «рисование манной крупой»
Мастер-класс по рисованию «Чудо чудное», в технике «эбру».
В целях формирования основ здорового образа жизни, всестороннего развития детей, обеспечения информационной безопасности детей в стационарном отделении проведены мероприятия, приуроченные к проведению Десятилетия детства:
Игровая программа, посвященная Международному дню объятий «Можно я просто тебя обниму»;
Досуг-развлечение «Щедрый вечер, добрый вечер»;
Театрализованное представление «Морозко»;
Игра-развлечение «Собирайся народ, Масленица идёт»;
Кукольный спектакль «Как добро побеждает зло»;
Просмотр детских советских мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Крошка Енот», «Кошкин дом»;
Выставка рисунков «О Родине, о мужестве, о славе»;
Изготовление поздравительных открыток «Самый-самый»;
Изготовление сувениров и поздравительных открыток «Поздравь свою маму!»;
Выставка детского творчества «Все цветы для тебя, мама»;
Конкурсно-игровая программа «Кусочек счастья каждому»;
Конкурс детского рассказа и рисунка «Детский интернет».
Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова, в цирк г.Кислоодска.
В результате проведённой реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.
Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом.
Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.
По инициативе Правительства республики «РИТМ-О» проведены мероприятия:
В творческой мастерской «ВундерКиндер» прошли конкурсы рисунков «Круглый, румяный, в рот просится», «Моя семья, Новый год и я», «Обниматься надо всегда», занятия по аппликации: «Весна для любимой мамочке», «Дерево Добра», изготовление открыток в технике кардмейкинг «Татьяна, милая Татьяна...»;
час общения: «Спешите стать терпимыми и добрыми»;
конкурсы стихов и загадок: «Чародейка Зима», «Валентинка своими руками»;
день весёлых затей «От улыбки хмурый день светлей»;
экологический вернисаж: «Цветы - улыбка природы»;
урок доверия «Если тебе сложно – просто позвони!»;
час весёлых затей: «На снежной полянке...»;
урок мужества «Гордись, Отчизна, славными сынами!»;
литературный ринг «По следам сказочных героев»;
час интересных сообщений «Держава армией крепка…», «Спорт- это жизнь, это радость, здоровье», «Татьянин день встречая»;
шахматно-шашечный турнир: «Шах и мат»;
акция «Передай добро по кругу»;
викторины: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», «Армейская азбука»;
организация работы «Почты Купидона - поздравлений и пожеланий»;
Вечер пожеланий «Ромашка дружбы»;
мастер-класс: «Весенняя корзина цветов», в технике «скрапбукинг», мастер-класс: «Поздравительная открытка для мамы…»;
мастер-класс: открытки-аппликации, «Забавные игрушки», «Снежная - нежная сказка зимы;
мастер-класс: «Игрушка своими руками»;
мастер-класс: «Поздравительная открытка для папы…» ;
мастер-класс: «Газетные фантазии», в технике «аппликации из газетных вырезок»;
мастер-класс: «Чудеса из макарон» по изготовлению поделок из крупы и макарон».
Самые активные участники реабилитационного процесса по ходатайству правительства республики «РИТМ - О» были отмечены грамотами и благодарственными письмами. В результате проведенной реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, ребята стали более коммуникабельны, улучшился эмоциональный фон и настроение.
В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Главная цель нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации, обогащение эмоционального мира ребёнка нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности, решалась через реализацию программы «Азбука нравственности».
В течение квартала проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности детей и подростков:
беседы: «Нравственные ценности», «Моя будущая профессия», «Поговорим о вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Традиции русского народа», «Я и моя семья», «На пути к гармонии», «Дружба - чудесное слово»;
познавательные мероприятия: «Путешествие в страну добра по дороге нравственности», «Путешествие в страну бережливости»;
мастерская общения: «Как вести себя среди людей»;
дискуссия: «Кем быть?»;
урок доброты: «Доброта творит чудеса!»;
час общения: «Спасибо - так звучит добро», «Спешите стать терпимыми и добрыми;
игры на общение: «Я хочу с тобой дружить», «Планета общения»;
игра по станциям: «День русских традиций»;
воспитательский час: «Всё, что в жизни нам поможет нашу дружбу перемножить»;
игровая программа: «Планета детства, мира и добра», «Доброта живёт в русских сказках»;
устный журнал: «Как быть справедливым, благородным и правдивым?»;
конкурс вежливых слов: «В гостях у профессора вежливых наук»;
консультации: «Как добиться успеха», «Учись управлять своим временем»;
тематические часы: «Спешите делать добро», «Дружба - это чудесное слово», «Что такое настоящая дружба?», «Волшебные слова и поступки», «Зачем человеку в жизни нужны разные правила».
Традиционно одной из главных задач социально-педагогической деятельности остается укрепление здоровья детей. По привитию здорового образа жизни проводились следующие мероприятия:
беседы: «Курение или здоровье - выбирайте сами», «Гигиена и здоровье», «Правила безопасности в зимнее время года», «Умей сказать «НЕТ!», «Курение и здоровье», «Ключ здоровья»;
эрудит-шоу: «Играй! Изучай! Здоровье сохраняй!»;
консультации: «Правила личной безопасности»;
игра-путешествие: «Мы за здоровый образ жизни»;
урок безопасности: «Кто светофоры уважает - своё здоровье охраняет», «Правила дорожного движения – наши верные друзья»;
тематический час: «Вредные привычки. Как им противостоять?»;
диспут: «Спорт против вредных привычек»;
устный журнал: «Вредные привычки и их влияние на здоровье детей и подростков»;
час полезного совета: «Волшебные правила здоровья»;
час интересных сообщений: «Спорт - это жизнь, это радость, здоровье»;
познавательные мероприятия: «Путешествие по стране здоровья», «Весёлый урок здоровья», «Я выбираю жизнь», «Почитаем, поиграем, отдохнём, время с пользой проведём».
Вся работа отделения по экологии направлена на привлечение внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, формированию у подрастающего поколения экологической нравственности, экологической культуры, трудового воспитания.
экологический час: «Природы мудрые советы»;
познавательное мероприятие: «Тайны и чудеса Зимушки-Зимы»;
экспресс-обзор «Секреты Зимушки-Зимы»;
эковикторина: «Полна загадок чудесница природа», «Загадки природы»;
тематический час: «Мы в ответе за нашу планету»;
час интересных сообщений: «Путешествие в мир природы».
Цель правового воспитания формирование понимания взаимозависимости прав и обязанностей, выстраивание дружеских отношения со сверстниками, не ущемляя права других, побуждение к уважительному отношению окружающих людей, формирование представления о свободах, правах, обязанностях и ответственности. Реализация данного направления осуществлялась через следующие мероприятия:
тематический час: «Реальность - виртуальная, а угроза реальная!»;
познавательное мероприятие «Правовой калейдоскоп», «Безопасная прогулка по Всемирной паутине»;
правовая гостиная «Что мне известно о своих правах?»;
занятие по правовой культуре с элементами игры «Конфликт»;
урок права «Ребёнок в мире прав»;
информационный вестник «Что мне известно о моих правах и обязанностях»;
беседа «Чем может помочь Телефон доверия?».
Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Реализация задач по интеллектуальному воспитанию осуществлялась через мероприятия:
информационный час: «Что в мире происходит?», «От объятий станет всем теплей», «Секреты женского очарования», «Про любовь, весну и красоту»;
конкурс сказочников: «Гостиная Василисы Премудрой», «Сказка ложь, да в ней намёк»;
эрудит-шоу «Хочу всё знать!»;
конкурс стихов и загадок: «Чародейка Зима»;
информационный вестник: «Нам крылатый Валентин - этот праздник подарил», «Как встречают Новый год люди всех земных широт»;
познавательно-развивающее путешествие «Из истории новогодних праздников»;
конкурс вопросов-ответов «Путешествие во времени»;
поэтический вернисаж «Самая красивая, добрая, милая»;
информационно-познавательный час «Семь чудес России»;
конкурс «Составь рассказ на одну букву»;
конкурсы пословиц, загадок и поговорок: «Зима-зимою- о зиме», «Серебряные нити загадок», «Старинные русские народные пословицы», «Добрыми делами славен человек»;
воспитательские часы: «Сказание о крещении Руси…», «Приходи, Масленица!»;
литературный час: «Белая царица - зима», «Вот пришли морозы и зима настала», «Стихи русских поэтов о весне»;
литературный ринг «По следам сказочных героев»;
поле чудес «Старшина Матроскин приглашает…»;
час интересных сообщений «Держава армией крепка»;
экспресс-обзор «Секреты Зимушки-Зимы»;
познавательные мероприятия: «Почитаем, поиграем, отдохнём, время с пользой проведём», «Путешествие в зимнюю сказку», «В царстве славного Мороза», «С днём рождения Снеговик!», «Раз в Крещенский вечерок», «Тайны и чудеса Зимушки-Зимы»;
викторины: «Все Татьяны русской литературы», «Путешествие на колеснице времени», «Вихри снежные крутя…», «Сказочные зимние забавы», «Смекалка эрудиция и смех - неотъемлемый успех».
С целью развития интересов к истории нашей страны и сохранения памяти о героическом прошлом нашей Родины в группах прошли мероприятия, посвященные памятным датам военной истории Отечества: «Ты выстоял, великий, Ленинград!», «Боевое сражение», «Мы помним о героях и боях февральских», «Афганистан - мы знаем и помним...», «Как русское войско разгромило половцев», «Взятие Парижа» и др.
Педагогическим коллективом отделения использовались различные формы работы: КТД «Снежные конкурсы», «Вокруг земного шара», «Новогоднее путешествие», «Остров загадок», «Будем знакомы», «Весёлый художник», «Можно я просто тебя обниму», «Жили были...», «Снежные забавы», «Праздник в царстве Грамотея», «День русских традиций», «Зимний марафон», «Формула удачи», «Турнир весёлых и смекалистых», «Академия сказочных наук», «Ура, веселится детвора!», «Лучший артист - пародист», «Забавный кавардак», «Весёлая семейка», «Крещенские забавы», «Кросс-вопрос», «Мисс Российская Армия», «Экологическая мельница», «Старые сказки на новый лад», «Мен - шоу», «Рыцарский турнир», «Праздник цветных карандашей», «Стрелы Амура», «День добрых сюрпризов», «Каша - матушка наша», «Азбука безопасности», «Я бы в армию пошёл…», «Минута славы», «Весёлая метла», «Одиссея по техно-галактике», «Марафон сказок», «Игро-мама-мания», «А, ну-ка, девочки!», «Цветочный карнавал», «Удивительная страна - «Игралия»,«Ой, Маслена-красота! Открывай-ка ворота!» и экскурсии.
В рамках кружка «ВундерКиндер» в 1 группе реализуется программа «Балаганчик», с использованием пальчиковых кукол.
Театральная деятельность формирует у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения у детей.
Проводимые занятия оказывают на детей большое воспитательное воздействие, способствуют формированию положительных черт характера, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям.
В течение заезда, в ходе коррекционной работы осуществлялось совершенствование артистических навыков детей, развитие речевой культуры, мелкой моторики рук, эстетического вкуса.
Занятия включали в себя знакомство с пальчиковым театром, освоение навыков владения этим видом театральной деятельности, пальчиковые игры, упражнения на дикцию и артикуляцию, чтение русских народных сказок по ролям, упражнения на мимику и жесты, упражнения на развитие речевой интонации и эмоциональности.
На основе театрально-игровой деятельности, занятий, репетиций с детьми состоялись театральные представления по русским народным сказкам «Репка», «Три поросёнка».
Подведённые итоги коррекционно-развивающей работы показали динамику позитивных изменений: развитие речевой интонации, мелкой моторики рук, творческих способностей посредством театрализации.
В 1-ой группе реализуется программа «Сам себе волшебник».
При реализации программы воспитателями использовались различные формы работы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, конкурс знатоков сказок, выставки детского творчества, малый жанровый фольклор - загадки, пословицы, поговорки, былины.
При проведении занятий применялись различные виды художественного творчества: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивала у детей мелкую моторику, способствовала формированию эстетического вкуса, расширяла представления об окружающем мире.
В целях реализации задач по обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя речи и правильного звукопроизношения, развитию связной речи и её выразительности проведены следующие мероприятия:
развлекательное мероприятие «Знатоки волшебных сказок»;
занятия по развитию речи «Три богатыря», «Сказка ложь, да в ней намёк»;
игра-КВН «Сказки»;
интегрированное занятие «Сказки гуляют по свету»+рисование сказочных героев;
викторина по сказкам А.С.Пушкина «Угадай сказку»;
сочиняем и рассказываем сказку.
В рамках программы «ВундерКиндер» работают творческие проекты: «Бумагопластика» и «Плетёнка».
Во 2-ой группе реализуется раздел «Бумагопластика».
Работа с бумагой обогащает эмоциональную сферу, снимает психоэмоциональное напряжения и благоприятно влияет на формирование личностных качеств ребёнка.
Программа направлена на активное приобщение детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов к художественному творчеству.
Данная программа развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Формы проведения занятий различны.
Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия — подготовка и проведение выставок детских работ.
Таким образом, занятия в кружке позволяют развить творческие задатки детей мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Работа в данном направлении помогает сплочению коллектива, установлению дружеских контактов и отношений.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник («оригами», «конструирование», «плетение», «вытынанки», «квилинг»).
В результате обучения по программе «Бумагопластика» дети освоили разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, развили интеллектуальные, познавательные и творческие способности, моторику рук.
В 3-ей группе реализуется раздел «Плетёнка».
Программа является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основных приемов плетения из резинок, ленточек, ниток.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.
Занятие плетением один из компонентов всестороннего развития ребенка и способствует его умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, в процессе работы формируются такие качества как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение.
Работы по плетению из резиночек, ленточек привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
В течение реабилитационного периода дети 3-ей группы получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, развили любознательность, творческие и коммуникативные способности, что способствовало положительной динамике
Во 2 и 3 группах в рамках программы «Академия успеха» работает кружок «Мы строим жизнь».
Данная программа направлена на преодоления трудностей во взаимоотношениях детей с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания.
Работа с детьми включала в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности.
Программа «Академия успеха» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые занятия, которые спроектированы для разных возрастных категорий детей, такие формы организации деятельности детей, которые направлены на решение целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребёнка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением опыта организации досуга через игровое взаимодействие.
В течение заезда прошли следующие занятия в группах:
занятие № 1. «Разрешите представиться»;
занятие № 2. «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»;
занятие № 3. «Я в мире людей»;
занятие № 4. «Поведение и культура»;
занятие № 5. «Общение в моей жизни»;
занятие № 6. «Общение и уважение»;
занятие № 7. «Конфликт - неизбежность или...»;
занятие № 8. «Комплимент - дело серьезное?»;
занятие № 9. «А без друзей на свете трудно жить...»;
Результативностью данной программы являются наблюдаемые улучшения у детей. У каждого ребёнка результаты могут быть разные, учитываются даже самые незначительные изменения.
В течение квартала, в стационарном отделении проводились беседы по охране жизни и детства: профилактическая беседа «Безопасность при любой погоде», викторина по ПДД, урок безопасности «Один дома…», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Инфекционное заболевание. Грипп», урок безопасности: «Кто светофоры уважает - своё здоровье охраняет», конкурс рисунков «Мой друг - светофор».
Для детей проведены инструктажи по технике безопасности и ПДД с просмотром кинофильмов.
Каждый заезд получатели социальных услуг имели возможность посетить экскурсии, познакомиться с историческими и культурными памятниками Кавминвод, стать зрителями цирковых представлений, посетить конно-спортивную школу «Бештау» г. Лермонтова, Медовые водопады, Чайный Домик, Свято-Георгиевский монастырь.
В течение отчётного периода специалисты отделения старались разнообразить досуг детей, как можно больше насытить его интересными мероприятиями, программами. В течение квартала отделение активно сотрудничало с ИП «Збицкий «Мобильный планетарий», мобильным кинотеатром в 3D формате.
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи ведется по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
За отчетный период в работе по адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Радуга», приняли участие 62 обучающихся (стационарное отделение «Мать и дитя).
На начальном этапе реабилитации психологами отделения проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 22 чел (35,4%);
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой у 48чел. (77,4%);
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение у 25 чел. (40,3%);
снижен эмоциональный фон у 24чел. (38,8%);
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 18чел. (29%);
повышенная тревожность у 21 чел. (33,8%);
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 14 чел. (22,5%);
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 32чел. (51,6%);
низкий уровень устойчивости внимания у 23 чел. (37%);
низкая познавательная активность у 36 чел. (58%);
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 16 чел. (25,8%);
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 8 чел. (12,9%);
отсутствие самостоятельности у 21 чел. (33,8%);
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 14 чел. (22,5%);
отсутствие навыков межличностного общения 31 чел. (50%);
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:
1.Создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения.
2.Развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы ;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Проведено 8 занятий коррекционной направленности:
1.Упражнение «Бумажное волшебство»;
2.Ароматерапия+релакс;
3.Упражнение «Зеркало»;
4.Упражнение «Стеклянный мольберт»;
5.Упражнение «Монотипия»;
6.Игротерапия;
7.Упражнение «Волшебный остров»;
8.Упражнение «Рисование пальцами».
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапию, сказкотерапию, игротерапию.
Занятия по игротерапии проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей. Игротерапия направлена на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапией включали совместные рисунки с родителями, Монотипия», «Стеклянный мольберт», работу с цветной бумагой, песочную терапию, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. Арт-терапевтическая работа направлена на гармонизацию личности через развитие способности самовыражения и самопознания
Дети с радостью выполняли предложенные задания. Вместе радовались новым открытиям и достижениям. Детские рисунки свободные, легкие - каждый дефект движения детской руки оборачивался художественной особенностью, обеспечивающей неповторимость и выразительность рисунка. Занятия песочной терапией благотворно влияли на психику, успокаивали, гасили негативные эмоции. Играя с песком, дети познавали окружающий мир, знакомились со свойствами веществ. Из песка дети лепили множество самых разнообразных фигур и построек, развивая фантазию, пространственное мышление и координацию движений.
В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом, продуктивность деятельности, тактильная чувствительность, повысилась устойчивость внимания во время занятий.
Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.
Большая работа была проведена с родителями: ароматерапия, релаксация, индивидуальное консультирование, знакомство с методами и приемами коррекционной работы.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы:
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 18 чел. (29%);
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 48 чел. (77,4%);
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 25 чел. (40,3%);
повышение эмоционального фона у 24 чел. (38,8%);
стабилизация психоэмоционального состояния у 15 чел. (24,1%);
снизилась тревожность у 21 чел. (33,8%);
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 10 чел. (16,1%).
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 32 чел. (51,6%);
повысился уровень устойчивости внимания у 20 чел. (32,2%);
повысилась познавательная активность у 36 чел. (58%);
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 16 чел. (25,8%);
развилась уверенность в себе у 8 чел. (12,9%);
проявилась самостоятельность у 21 чел. (33,8 %).
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 14 чел. (22,5%);
сформировались навыки межличностного общения у 31 чел. (50%).
- По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 13 обучающимися стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).
Проведена диагностика, в результате которой было выявлено:
- Наличие звукокомплексов – 4 чел. (30,7%)
- Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 11 чел. (84,6%),
отклонение предмета - 2 чел. (15,3%), выполнения действия - 11 чел. (84,6 %), протест детей - 2 чел. (15,3%)
- Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 13 чел. (100%).
- Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 13 чел. (100%).
- Внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 11 чел. (84,6%).
- Реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 6 чел.(46,1%)
- Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 8 чел. (61,5%)
отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 1 чел. (7,6%)
- Концентрация внимания у детей снижена - 10 чел. (76,9%).
- Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 8 чел. (61,5%).
- Реакция на обращение у детей - 9 чел. (69,2%).
- Реакция на собственное имя у детей - 11 чел. (84,6%).
- Возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 11 чел. (84,6%).
- Мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 12 чел. (92,3%).
- Общее психическое состояние пассивный - 2 чел. (15,3%). Вялый - 3 чел. (23%). Агрессивный - 2 чел. (15,3%). Бодрый - 6 чел. (46,1%).
- Общее моторное развитие. Снижение мелкой моторики – у 6 детей, (46,1%), в пределах возрастной нормы у - 7 детей (53,8%).
- Пищевое поведение в норме у детей - 13 чел. (100%).
- Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 5 детей (38,4%).
- Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 9 детей (69,2%).
Для реализации поставленных задач использовался комплекс занятий коррекционной направленности.
- Упражнение «Невербальная форма общения»;
- Упражнение «Вызывание звуков»;
- Упражнение «Звукоподражание»;
- Упражнение «Язык понимания»;
- Упражнение «Первые легкие выражения и действия»;
- Упражнение «Карточки PECS. Классификация картинок с действиям»;
- Упражнение «Пиктограммы (графические рисунки)»;
- Упражнение «Связная речь».
В результате работы наблюдаются улучшения:
- Наличие звукокомплексов – 4 чел. (30,7%).
- Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование -1 1 чел. (84,6%),
отклонение предмета - 2 чел. (15,3%), выполнения действия - 11 чел. (84,6%), протест детей - 2 чел. (15,3%)
- Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 13 чел. (100%).
- Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 13 чел. (100%).
- Внимание на визуально интересные объекты,находящиеся в поле зрения у детей - 11 чел. (84,6%).
- Реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 12 чел. (92,3%)
- Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 11 чел. (84,6%).
отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 2 чел. (15,3%).
- Повышение концентрации внимания у детей снижена - 13 чел. (100%).
- Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 10 чел. (76,9%).
- Реакция на обращение у детей - 10 чел. (76,9%).
- Реакция на собственное имя у детей - 11 чел. (84,6%).
- Возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 11 чел. (84,6%).
- Мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей -13 чел. (100%).
- Общее психическое состояние
Пассивный - 1 чел. (7,6%). Вялый - 3 чел. (23%). Агрессивный - 2 чел. (15,3%). Бодрый - 6 чел.
- Общее моторное развитие. Улучшение моторных навыков - 6 детей, (46,1%).
- Пищевое поведение в норме у детей -1 3 чел. (100%).
- Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 5 детей. (38,4%).
- Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей- у 13 чел. (100%).
- В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 110 обучающихся (стационарное отделение реабилитациидля детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
1.Повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 110 чел. (100%);
- Повышенный уровень тревожности у 62 чел. (56,3%);
- Заниженная самооценка у 32 чел. (29%);
- Слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 34 чел. (30,9%).;
- Не сформированы навыки межличностного общения у 12 чел. (10,9%).
С целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, условий для творческой самореализации обучающихся, развития навыков общения в группе, снижения эмоционального напряжения, повышения эмоционального фона, развития внутреннего потенциала личности, развития творческих способностей, развития коммуникативных навыков были проведены групповые занятия.
9 групповых занятий по программе «Цвет радости» по темам:
- Диагностика Упражнение «Домик настроения»;
- Упражнение «Я, какой я сейчас»;
- Упражнение «Чувства»;
- Упражнение «Рисунок в паре»;
- Упражнение «Моя семья»;
- Упражнение «Дорисуй»;
- Упражнение «Волшебный лес»;
- Упражнение «Волшебный остров»;
- Упражнение «Дом» Заключительная диагностика.
9 групповых занятий по программе «Мы из будущего»:
1.Диагностика. Упражнение «Знакомство»;
2.Релаксационное упражнение «Полёт к звезде», упражнение «Воздушный шарик»;
3.Тренинговые игры «Сигнал», «Путаница»;
4.Упражнение «Золотой стул», «Ладошки»;
5.Релаксационное упражнение «Море», упражнение «Семь свечей»;
6.Тренинговая игра «Крокодил»;
7.Тренинговые игры «Посылка», «Котёл»;
8.Тренинговые игры «Цвет эмоций», «Найди то, не зная что, сделай то, не зная что!»;
9.Упражнение «Мимика», «Комплименты». Заключительная диагностика.
В процессе реабилитационного периода психологами отделения была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии получатели социальных услуг выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению, дали положительную динамику: дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, дети стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил следующее:
1.Снижение уровня эмоционального напряжения, повышение эмоционального фона у 108 чел. (98,1%);
- Снижение тревожности у 60 чел. (54,5%);
- Повышение уровня самооценки у 32 чел. (29%);
- Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 34 чел. (30,9%);
5.Сформированность навыков межличностного общения у 12 чел. (10,9%).
- За отчетный период в работе по адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» приняли участие 55 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» и 18 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Цели и задачи программы.
Целями адаптированной программы по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» являются:
развитие звуковой культуры речи у детей через игровые технологии;
активизация биологически активных зон;
расширение и активизация словаря;
автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие навыков связной речи.
В соответствии с выдвинутыми целями поставлены следующие задачи:
развитие устойчивого интереса к играм по развитию звуковой культуры речи у детей, с учетом их индивидуальных особенностей;
закрепление правильного произношения поставленных звуков;
развитие фонематического восприятия, целенаправленного внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, воображения;
формирование пространственного представления, моторных навыков, познавательной активности;
формирование грамматического строя речи;
закрепление навыков согласования слов в предложении;
развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
осуществление слухового контроля за собственным произношение;
воспитание усидчивости, аккуратности, чувства сопереживания и сострадания.
В ходе первичной диагностики выявлено:
- Снижение уровня речевого развития у 55 чел (100%).
- снижение пассивного и активного словарного запаса у 48 чел. (87,2%);
не поставлены проблемные звуки речи у 7 чел. (12,7%);
- Не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 12 чел. (21,8%);
- Тонус мышцы языка, губ, щек у 49 чел. (89%).
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
1.Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
2.Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
3.Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
4.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
- Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
- Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки «По щучьему велению»).
- Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказочной повести Э.Н.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).
- Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки «Колобок»).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдается:
- Повышение уровня речевого развития у 24 чел. (13,2%);
2.Увеличение пассивного и активного словарного запаса у 45 чел. (81,8%); введены,
- Автоматизация и дифференциация проблемных звуков у 7 чел. (12,7%);
4.Сформированность навыков учебной деятельности, повышение концентрации внимания, развитие наблюдательности, памяти, мышления у 8 чел. (14,5%);
- Укрепление мышцы языка, губ и щек, развитие их подвижности у 49 чел. (89%).
Эффективность коррекционной работы отделения психолого-педагогической помощи отслеживается психолого-медико-педагогическим консилиумом, который проводится по итогам каждого заезда. Отслеживается динамика развития и эффективность индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.
Занятия в творческих студиях «Мукосолька», «Развивайка», «Волшебные пальчики», «Бусинка», «Весёлые нотки», «Развивайка», спортивной секции «Чемпион» способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации получателей социальных услуг.
Работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных программ: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
В отделении социальной реабилитации реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества». Она состоит из 4 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация».
На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
На занятиях дети выполняют как коллективные творческие работы так и индивидуальные
Освоение содержания программы происходит через следующие виды: индивидуальные занятия, групповые занятия, мастер-классы.
Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, промежуточного и итогового контроля, выставкой детских работ.
В I квартале 2021 года в программу реабилитации «Радуга творчества» были включены:
обучающиеся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными с ограниченными возможностями 110 детей, из них, детей-инвалидов - 12 человек;
стационарного отделения «Мать и дитя» 74 человека из них 51 ребёнок-инвалид.
Детьми были изготовлены панно «Зимушка-Зима», поздравительные открытки, выполнены работы в технике «аппликация» «Сказочный домик», «Самолет», «Паучок», «Колокольчик», «аппликация из ткани» - «Весёлый паровоз», «аппликация из круп и песка» - «Рябина», аппликация в технике «мозаика» - «Мозаика», комбинированная аппликация «Зимняя сказка», изготовлены поделки из солёного теста - «Домик», «Пингвины», «Кораблик», «Черепаха», из бисера - «Фиалка», «Крокодил». «Браслет», панно «Волк в лесу».
В конце каждого реабилитационного периода проходили выставки детского творчества.
По итогам проделанной работы можно сказать, что у детей повысилась концентрация внимания, улучшилась моторика рук, развились творческие способности, умения и навыки.
Актуальность музыкальных занятий с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька» заключалась в том, что они позволяли каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
В I квартале 2021 года да в программу реабилитации с применением средствами арт-терапии были включены - 144 ребёнка, из них детей-инвалидов 32 чел.
В начале и в конце каждого реабилитационного проводился мониторинг усвоения программного материала.
Работа проводилась организованно и последовательно, применялись разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, детских музыкальных инструментов.
В ходе подготовки концертных номеров у детей вырабатывались чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Подготовлены и проведены следующие мероприятия: торжественные линейки посвящённые открытию заездов, праздничные концерты «Страна талантов», «К Вам, с любовью...», «Песня остаётся с человеком».
Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформировались навыки активного восприятия музыки, обогатился музыкальный опыт, что является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры обучающихся.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия обучающиеся узнали название детских музыкальных инструментов, приобщились к музыкально-ритмическим движениям, у них расширился кругозор, повысился уровень исполнительских навыков, развились музыкальные способности.
С целью укрепления здоровья, профилактики заболеваний у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в отделении социальной реабилитации реализуется программа «Территория здоровья».
В I квартале 2021 года в программу реабилитации были включены 36 детей, из них детей-инвалидов 20 чел.
В ходе работы использовались специальные корректирующие упражнения, разнообразные игровые моменты, дыхательная гимнастика.
На занятиях обучающиеся закрепляли и совершенствовали технику ходьбы и бега, ползания по скамейке, лазания по шведской стенке, передачи мяча различными способами, броска на дальность, прыжков, метания в цель.
Обучающиеся освоили упражнения «Быстро возьми», «Добеги до флажка», «Остановись», «Фокус», «Качалка», «Брёвнышко», «Зоопарк», «Воздушный шарик» и др.
Дети научились следить за своей осанкой, правильно выполнять физические и дыхательные упражнения, расслаблять мышцы под релаксационную музыку, выполнять упражнения для снятия мышечного напряжения глаз.
В результате у обучающихся улучшились психофизические качества, координация движений, дети стали настойчивее, целеустремлённее, выдержанные.
У 36 детей (100%) повысилась физическая работоспособность, улучшилась координация движений.
В I квартале 2021 году в программу реабилитации «Здоровячок» были включены - 110 обучающихся, из них детей-инвалидов - 12 человек.
Занятия включали в себя следующие части:
подготовительную часть (настрой и подготовка детей соответственно теме комплекса физических упражнений);
основную часть (разучивание, повторение или закрепление (в зависимости от занятия) комплекса общеразвивающих упражнений, эстафеты, игры с элементами спорта и др., дополнением служили различные виды самомассажа, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук);
заключительную часть (приведение в норму эмоционального состояния детей с помощью дыхательных и релаксационных упражнений).
В ходе работы, у обучающихся были закреплены и совершенствованы техника ходьбы и бега, ползания по скамейке, техника лазания по шведской стенке, передачи мяча различными способами, броска на дальность, прыжков, метания в цель и др., развиты психофизические качества: сила, быстрота, ловкость, координация движений.
Дети стали настойчивее, целеустремленнее, выдержанные.
У 110 детей (100%) улучшилась двигательная активность, повысился интерес к занятиям физической культуры.
За отчётный период в отделении проведены мероприятия:
познавательные игры: «Поле чудес», «Волшебный лепесток», «Почемучки-знатоки»;
тематический час: «Россия - наша Родина», «Любовь и верность - основа крепкой семьи», «Мои друзья», «Путешествие в мир детской литературы»;
познавательный час «Легенды Кавказа», «Наша страна - Россия», «Путешествие по сказкам»;
час общения: «Здоровье дороже всего», «Права и обязанности ребёнка», «Растительный мир »;
развлекательно-познавательная игра «Волшебный лепесток», «В мире животных», «Мир загадок»;
конкурс «И в шутку и всерьёз».
Методическая работа
В целях повышения профессионального уровня специалистов, совершенствования работы по качественному оказанию специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационных услуг проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии».
В мероприятии приняли участие 10 человек.
По итогам конкурса присуждено:
- Первое место:
В.В.Киселёвой – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (общее количество баллов 147);
2.Второе место:
Н.А.Сальниковой – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (общее количество баллов 144);
- Третье место:
Е.А.Курипко – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (общее количество баллов 140);
В ходе работы ребята осваивали новые приёмы работы с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом, пластилином, приобретали не только знания и умения, но и развивали трудовые навыки, умственные способности, творческий потенциал, сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, воображение, усидчивость, аккуратность и самостоятельность.
Методическая копилка отделений пополнилась 15 методиками работы с детьми.
Это - беседы, воспитательские часы, коллективно-творческие дела, уроки мужества, уроки нравственности, устные журналы, диспуты, игры-путешествия, викторины, литературные игры, и т. д.
Методики направлены на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук, мышечного чувства, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на совершенствование звукового анализа речи и повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.
Проведено 8 заседаний методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.
Методические объединения осуществляли свою деятельность в соответствии с планами работы, утверждёнными на Методическом совете.
СМИ
Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.
Информация о работе со средствами массовой информации в I квартале 2021 года:
Источник СМИ |
Количество публикаций |
Печатные СМИ |
- |
радио |
- |
ТВ |
- |
Интернет-порталы |
35 |
Социальные сети |
28 |
Всего |
63 |