Организация реабилитационного процесса детей-инвалидов в условиях стационара

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Организация реабилитационного процесса детей-инвалидов

в условиях стационара

 

             Детская инвалидность представляет собой важную государственную проблему. Она оказывает существенное влияние на здоровье и трудоспособность населения, не только в настоящее время, но и на многие годы вперёд.

         Инвалидность у детей - это ограничение их жизнедеятельности, социальная дезадаптация, неспособность или частичная способность к самообслуживанию. Это также масса проблем, связанных с уходом за ребёнком-инвалидом, социальные трудности матери и семьи в целом.

         Очень много детей, имеющие различные хронические заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации, относящиеся к III- IV  группам здоровья, которые могут пополнить собой группу инвалидов при отсутствии своевременно проведённых оздоровительных и профилактических мероприятий.

         Краевой  реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», как центр реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в системе министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского начал работать с 2005 года.  Расположенный в живописнейшем месте Кавказских Минеральных Вод, он имеет все возможности для полноценного детского лечения и отдыха.       

         Шесть структурных подразделений Центра: отделение приема и социально-правовой помощи, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, стационарное отделение  реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями,  стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя», отделение социальной реабилитации - обеспечивают комплексом социальных услуг  90 клиентов учреждения, 50% из них составляют  дети-инвалиды. Это дети со сложными  нарушениями (ДЦП, генетические нарушения и умственная отсталость). В силу тяжести заболеваний они, чаще всего, лишены контактов со сверстниками, не  посещают школы и детские сады.

           Одной из основных задач деятельности учреждения было создание комфортных условий для социальной адаптации  клиентов. Здесь немаловажную роль играло и  месторасположение  «Орлёнка», и климатические условия, и удалённость от города, и, конечно, особая атмосфера тепла, уюта и заботы.  

         Реабилитация детей-инвалидов в Центре представляет собой систему  педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий.

         Медицинская реабилитация - это начальное звено в системе комплексной реабилитации. Все другие формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, творческая, бытовая - проводятся наряду с медицинской и в прямой связи с ней.

         Клиенты, прибывающие на реабилитацию, имеют различный  реабилитационный потенциал. При включение детей в программу медико-социальной реабилитации с использованием  современных средств реабилитации  (нейро-ортопедический реабилитационный костюм «Фаэтон», пневмокостюм «Атлант», вертикализаторы, аппараты физиотерапии, тренажеры, сухой бассейн, гимнастические стенки, опоры для стояния и ходьбы и др.) реабилитационный потенциал у более 90% детей можно считать удовлетворительным.

         В отделении создана система немедикаментозной реабилитации детей, включающая следующие технологии:

         комплекс стандартных физиопроцедур: магнитотерапию, лекарственный  электрофорез, дарсанвализацию, BTL–терапию, местное ультрафиолетовое облучение. Использование  физиопроцедур  для реабилитации детей с ДЦП связано с их болеутоляющим, противовоспалительным и антиспастическим действиями при нарушениях функции нервно-мышечного аппарата; 

         различные виды массажа, в зависимости от формы ДЦП (классический, стимулирующий, расслабляющий, массаж спины, конечностей, шейно-воротниковой зоны, стоп, кистей);

         в кабинете грязелечения применяются аппликации тамбуканской грязи, которая по своему лечебному эффекту является уникальной и оказывает иммуномодулирующее, антиоксидантное, фибринолитическое действия, участвует в формировании оболочек нервов;

         в ванном отделении проводится бальнеолечение (лечебные ванны, мини-сауна), которое оказывает благоприятное влияние на состояние центральной нервной системы, нормализуя кровообращение, обмен веществ, процессы возбуждения и торможения, сон. В теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются болевые ощущения и гиперкинезы, увеличивается объем активных движений,  улучшается  кровоснабжение органов и тканей;

         для  местного укрепления иммунной защиты организма, дополнительной стимуляции рефлексогенных зон на стопах применяется скипидарные ванночки. Под действием тепла снижается возбудимость нервно-мышечного аппарата, тонус спастичных мышц, улучшается крово- и  лимфообращение, эластичность мышц и связок, уменьшаются контрактуры суставов. 

         В процесс реабилитации внедрены методики реабилитации искусственным микроклиматом (галотерапия), применяются нетрадиционные методы закаливания, что  оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма ребенка.

         Ведущим средством медицинской реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является использование нейро-ортопедического комбинезона «Фаэтон» и пневмокостюма «Атлант».. Занятия лечебной физкультурой с использованием реабилитационных костюмов  приводят к развитию физических, психических и интеллектуальных качеств ребенка-инвалида на основе управления его системой двигательной активности, постановке и развитию двигательных навыков, тренировке вестибулярной устойчивости и силовой выносливости, функций опоры и ходьбы.

         Результатом комплексной медико-социальной реабилитации  является  значительное укрепление         связочного аппарата, снижение напряжения в спазмированых  мышцах,          уменьшение саливации,  закрепление навыка вертикализации, восстановление          симметрии походки. Улучшение в процессе реабилитации наблюдается у 90% детей.

         Психолого-педагогические коррекционные мероприятия являются обязательной составляющей реабилитационного процесса.

         Занятия с детьми проводятся с учетом индивидуальных возможностей здоровья и психического развития каждого ребенка, что в дальнейшем дает основания на успешную реабилитацию детей и родителей.

         С целью достижения устойчивого результата работы психологами Центра разработаны и апробированы программы реабилитации, которые включают: организацию благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка.

         Работа  ведется с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, водной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии,  ароматерапии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование позитивных установок, развитие творческих способностей,  коммуникативных навыков, развитие крупной и мелкой моторики.

          Практический опыт работы  показал, что  программа по методу арт-терапии «Радуга», целью которой является снятие эмоционального напряжения, развитие и гармонизация эмоциональной сферы  ребенка, формирование позитивных установок, отреагирование негативных эмоций, формирование способности к саморегуляции и развитие творческих способностей, в работе с «особыми» детьми является наиболее эффективной в реабилитационном процессе. В программу  входят такие упражнения, как    «Стеклянный мольберт»,  «Монотипия», «Марания», «Каракули», «Рисование пальцами», «Ниткография».

         Эффективная реабилитация  ребёнка, конечно же, невозможна без активного  включения  родителей в реабилитационный процесс, поэтому работа с родителем, а это, как правило - мать, является одним из  направлений деятельности специалистов  отделения, ведь от эмоционального состояния и настроения мамы зависит успешность реабилитационного процесса: снижение агрессивного и беспокойного поведения ребенка, улучшение эмоционального состояния, снятие стресса, снижение тревожности, восстановление коммуникативной функции, развитие.    

         Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в Центре осуществляется  через включение детей в игровую и социокультурную деятельность через программу «Технология добра», в основе которой  многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. Специалистами отделения в работе используются такие формы занятий, как занятие-путешествие, занятие-игра, занятия с элементами психотерапии - рисования, сказки, аппликации, лепки. Основной целью этих практических упражнений является развитие мелкой  моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. 

         Не менее  важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется склонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий.

         Опыт работы с детьми с разными проблемами  позволяет предположить, что игровая терапия - нередко единственный путь помощи детям, которые еще не освоили мир слов, взрослых ценностей и правил.  Одной из инновационных форм работы с детьми, нуждающимися в сопровождении, является их включение в совместную деятельность со здоровыми детьми стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.     Взаимоотношения детей-инвалидов и здоровых детей -  мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

         В рамках социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Центре реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения. Многие из детей (практически 80%) лишены возможности участия в творческом процессе по месту жительства, в силу тяжести заболевания или отсутствия самого процесса, обладают заниженной самооценкой, застенчивы, замкнуты.

         Одна из задач, стоящих перед специалистами отделения -  выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Эта задача  решается через деятельность творческих лабораторий, использующих методики работы с соленым тестом, бисером, техник выжигание, валяние, квилинг, вытынанки, энкаустика, модульное конструирование из бумаги, салфеток; дети с удовольствием посещают студию «ВундерКиндер»,  мультстудию, танцевальную студию, музыкально-ритмические занятия. Дцп-шники, совместно с обычными детьми,  участвуют в подготовке и проведении  акций и концертов, отмечают дни рождения, являются участниками межгрупповых и общецентровских мероприятий, участвуют во всевозможных конкурсах,    спортивных мероприятиях, подводят, совместно с воспитателями, итоги дня на  «вечерних свечках», а работа в  детском самоуправлении помогает им  получить навыки управленческой культуры и    работы в команде, раскрыть свои лидерские качества, стать более мобильными и  инициативными. Мотивация же на положительный результат отвлекает детей и родителей от текущих проблем, помогает преодолеть затруднения в общении, формирует у детей навыки взаимодействия со сверстниками, сплачивает, заставляет ощутить веру в лучшее. 

            Родители детей также вовлечены в социокультурный процесс реабилитации. Они, как и дети, существуют в узком жизненном пространстве, часто находятся  в состоянии хронической усталости, эмоционального выгорания. И, конечно,  с неменьшим удовольствием, чем ихдети,участвуют  в линейках, концертах,конкурсах рисунков, вместес детьми поют песни и учат  стихи, участвуют в театрализованных представлениях и  вколлективно-творческихмероприятиях, посещают  экскурсии, общаются в «Семейной гостиной».                  

         Практика показала эффективность и результативность выбранных  специалистами Центра направлений работы в реабилитации детей-инвалидов. Эти приёмы помогают детям поверить в свои силы,  развивают творческие способности, улучшают социальную адаптацию, создают ситуации общения. Их вклад гораздо более значим, чем может показаться на первый взгляд: это возможность не потерять связь с внешним миром, сделать его близким и понятным. Но главное, в учреждении созданы такие условия, которые позволяют каждому из наших реабилитантов  ощутить, что в огромном, и не всегда дружелюбном, мире есть маленький островок -  реабилитационный центр «Орленок»,  где они всегда могут почувствовать себя защищенными  и желанными.