Арт-терапия как средство реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Арт-терапия как средство реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

 

 

 

         ДЦП (детский церебральный паралич) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга. У детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.

         Дети, которые отстают в развитии, а их неумение правильно выразить свои чувства затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, нуждаются в эмоциональном толчке для успешного преодоления психологических барьеров.

         Довольно мощным фактором для «запуска» двигательной деятельности может стать потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, для реализации которой дети широко используют творчество. Поэтому среди современных возможностей совершенствования реабилитационных технологий особое внимание уделяется арт-терапии.

         Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам.
         Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей, арт-терапия легко и весело подтверждает глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство.

         Однако, «Арт», о котором идет речь, является не искусством, а только технологией, только набором художественных средств и приемов. В результате арт-терапевтической деятельности возникают не произведения искусства, а веселые, полезные, оздоровительные игры.

         Дети, страдающие ДЦП, имеющие частные проблемы с движением, с помощью арт-терапии как бы «приближаются» к нам, более здоровым людям.       Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

         Художественная деятельность является уникальным средством для эмоциональной и психологической разгрузки.

         При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства.       Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

         В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно «клинический» характер (как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребёнка), в других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее реабилитационный характер, так как способствует социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
         При всём многообразии форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, отмечены некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Одна из них заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

         Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей ДЦП. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

         Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья  имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности.
         Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции, использующиеся в реабилитации детей с органическим поражением нервной системы.

         Педагог обязан:

         - осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

         - установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;
         - подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

         - дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задание;
         - установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;
         - регламентировать работу ребенка, что дает возможность повысить сосредоточение внимания.

         Взрослый человек и ребенок в процессе арт-терапии приобретают ценный опыт позитивных изменений.

         Результаты проведенной арт-терапии таковы:

         - создаёт положительный эмоциональный настрой;

         - облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии;

         - позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
         - даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;

         - развивает чувство внутреннего контроля;

         - способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изо-деятельности;

         - повышает адаптационные способности человека. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния;

         - арт-терапия эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, используя здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;

         - позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в социальной среде.

         Практический опыт отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок»,  показывает, что  программа по методу арт-терапии «Радуга», целью которой является снятие эмоционального напряжения, развитие и гармонизация эмоциональной сферы  ребенка, формирование позитивных установок, отреагирование негативных эмоций, формирование способности к саморегуляции, развитие творческих способностей, в работе с детьми, страдающими ДЦП, является наиболее эффективной в реабилитационном процессе.

         В программу  входят такие упражнения, как    «Стеклянный мольберт»,  «Монотипия», «Марания», «Каракули», «Рисование пальцами», «Ниткография»,  Эти задания  подходят зажатым детям с заниженной самооценкой, так как провоцируют активность, раскрывают детей, задавленных замечаниями родителей, неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

         Эффективная реабилитация  ребёнка, конечно же, невозможна без активного  включения  родителей в реабилитационный процесс, поэтому работа с родителем, а это, как правило - мать, является одним из  направлений деятельности специалистов  отделения, ведь от эмоционального состояния и настроения мамы зависит успешность реабилитационного процесса: снижение агрессивного и беспокойного поведения ребенка, улучшение эмоционального состояния, снятие стресса, снижение тревожности, восстановление коммуникативной функции, развитие.    

         С  ребенком и родителем проводится курс индивидуальных арт-терапевтических занятий с использованием различных техник и заданий.

         Задания затрагивают опыт, связанный с детско-родительскими отношениями и домом, а также помогают в выражении чувств и представлений, связанных с восприятием ребенка самого себя и других людей.

         В процессе занятий  ребенок  может свободно выбирать любые изобразительные материалы и переходить от одних видов деятельности к другим.

         По мере проработки и интеграции травматичного опыта у ребенка проявляется способность более активно взаимодействовать с окружающими, повышается эмоциональный фон, улучшаются взаимоотношения со сверстниками, педагогами, взрослыми.

         Арт-терапия в большинстве своем предполагает изобразительное творчество и опору, в первую очередь, на визуальный канал коммуникации, однако её связи с другими формами творческого самовыражения весьма значимы.

         Безусловно, арт-терапия не является чудодейственной силой, способной полностью разрешить поведенческие, эмоциональные проблемы, социальные и социокультурные проблемы. Вместе с тем в арт-терапевтическом процессе субъект приобретает опыт позитивных индивидуально-личностных изменений.