Творческая деятельность играет особую роль в жизни человека, а для детей с ограниченными возможностями здоровья тем более – для них рисование становится не просто развлечением, а ценным способом коммуникации, развития моторики, сенсорного восприятия и, конечно же, раскрытия творческого потенциала. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение к чему-либо детям легче всего выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Традиционные методы рисования с использованием кистей и карандашей могут быть сложны для некоторых детей с ОВЗ. Именно здесь на помощь приходят нетрадиционные техники рисования, предлагающие альтернативные и более доступные способы создания изображений.
В своей работе социальные педагоги стационарного отделения «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» применяют нетрадиционные техники рисования и новые виды материалов, чтобы пробудить воображение, фантазию, творческое мышление и чувство прекрасного у детей.
Специфика построения занятий с детьми определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Педагоги учитывают особенности и возможности каждого ребенка, создают комфортную атмосферу для работы, позволяют творить в своем темпе и в соответствии со своими возможностями. Применяется метод чередования объяснения с выполнением работы, решая тем самым коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Такой вид деятельности повышает работоспособность и нормализует темп работы. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагоги постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Различные манипуляции с красками, материалами, необычными техниками помогают ребятам преодолеть страх перед чистым листом, удовлетворить любопытство, ощутить яркие положительные эмоции.
Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью. Такие методы позволяют ощутить непосредственный контакт с краской. Проста в использовании техника печати, которая позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – очень увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать, что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, раздувание краски с помощью пластмассовой трубочки, рисование свечой, ватными палочками, цветными ниточками – все эти нетрадиционные техники используются социальными педагогами на занятиях.
Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован, как отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времен, отведенного на выполнение задания, что особо важно при работе с детьми с ОВЗ.
Таким образом, рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей с ОВЗ думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться.
Автор статьи: социальный педагог стационарного отделения «Мать и дитя»
Лолока Анна Викторовна