Методы и приемы воспитания «трудных» подростков

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Проблема трудных подростков остается актуальной на протяжении многих лет, и она имеет серьезное влияние на общество, семьи и самих несовершеннолетних.

Трудные подростки могут создавать негативные социальные явления, такие как агрессия, преступность, нарушение общественного порядка и даже наркотическая зависимость. Такие ребята не уделяют должного внимания учебе, что сказывается на их будущих трудовых перспективах.

Зачастую несовершеннолетние с девиантным поведением создают напряженность в семьях, что может привести к разводам и разрывам отношений между родителями и детьми, а также сталкиваются с психическими проблемами - депрессией, тревожностью и поведенческим отклонением, отрицательно влияющими на их качество жизни.

Учитывая то, что трудные подростки будут восполнять следующее поколение взрослых, которые могут нести угрозу обществу, во всех  образовательных учреждениях реализуются коррекционно-профилактические программы. Краевой реабилитационный центр «Орленок» не является исключением. На протяжении всего курса реабилитации с ребятами проводятся мероприятия, направленные на профилактику агрессивного поведения и жестокого обращения, профилактику употребления наркотических и психотропных веществ, пропаганду здорового образа жизни.

Воспитание трудных подростков - сложная задача, требующая терпимости, понимания и правильного подхода, поэтому воспитатели учреждения разработали весьма эффективные стратегии и методы воздействия на несовершеннолетних:

  1. Установление доверительных отношений с трудным подростком. Подростки часто реагируют положительно на взрослых, которым они доверяют и которым они могут довериться.
  2. Понимание причины поведения подростка. Часто непонимание и недостаток эмпатии со стороны взрослых могут привести к конфликтам.
  3. Выслушивание подростка и обсуждение с ним его чувств, проблем и разных аспектов его жизни.
  4. Поддерживание открытой и уважительной коммуникации.
  5. Установление четких правил и границ, которые подросток должен соблюдать. Однако эти правила должны быть справедливыми и обоснованными.
  6. Поощрение положительного поведения при помощи похвалы и вознаграждения.
  7. При необходимости обращение за помощью к психологу, который поможет ребенку справиться с эмоциональными и психологическими трудностями.
  8. Вовлечение подростка в конструктивную и общественную деятельность, которая может помочь ему раскрыть свой потенциал и занять время. Педагоги стараются задействовать ребят с «непростым» характером в мероприятиях, включить их в члены правительства республики детского самоуправления «РИТМ-О», заинтересовать волонтерским движением.
  9. Демонстрация ролевого поведения взрослого человека на своем примере.
  10. Проявление терпимости и терпеливости: как правило, изменения в поведении детей занимают некоторое время, и терпимость важна.

При работе с детьми важно соблюдать этические стандарты и учитывать их права и благополучие. Важно помнить, что каждый подросток уникален, и методы воспитания должны адаптироваться к его индивидуальным потребностям и характеру. В случае серьезных проблем с поведением подростка, может потребоваться консультация и помощь медперсонала.

Каждую реабилитационную смену педагоги реализуют разнообразные формы профилактической работы с несовершеннолетними:

беседы «Как справиться со своей агрессией», «Действия в конфликтных ситуациях», в ходе которых ребята вырабатывали уравновешенное поведение в конфликтных ситуациях;

беседа «Кибербуллинг  - что важно знать и от чего защититься» - мероприятие, способствующее расширению представлений подростков о вредоносных программах в интернете, подозрительных знакомствах в социальных сетях, повышающее стрессоустойчивость;

тематический час «Мы хотим жить!». В ходе мероприятия ребята узнали о пагубном воздействии наркотиков на здоровье человека, научились отстаивать свою точку зрения, противостоять негативным явлениям в молодежной среде, проявлять дружеское участие;

воспитательный час «Профилактика насилия и агрессивного поведения в социальных сетях», на котором ребята расширили представление о стратегии эффективного поведения в случае столкновения с интернет-травлей;

правовой урок «Агрессия среди подростков» - несовершеннолетние принимали участие в обсуждении причин агрессивного и жестокого поведения людей,  находя пути преодоления психологических проблем «трудного возраста»;

конкурс рисунков «Где живет здоровье!». Ребята представили тематические рисунки, направленные на здоровьесбережение, оформили выставку детского творчества «Здоровье в наших руках!».

Проводимые мероприятия способствовали снижению уровня подростковой жестокости и агрессии, улучшению микроклимата в детском коллективе, повышению уровня знаний по вопросу вредных привычек, формированию интереса к здоровому образу жизни.

 

Воспитатель С.В.Рудчук