Роль творческой деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Роль творческой деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами и детьми
с ограниченными возможностями здоровья.

         Отмечено, что многие ребята, отягощенные тяжелыми диагнозами, обладают незаурядными творческими способностями и талантами, но их выявление и дальнейшее развитие не всегда бывает возможным. Это связано с тем, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют большое количество стеснений, комплексов и ограничений в разных видах деятельности, поэтому они испытывают затруднение в связях с окружающим миром, налаживании контактов в социуме. Такие ребята не могут быть самостоятельными и всегда нуждаются в постоянной поддержке и сопровождении взрослого.

 В отделении психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок» осуществляется коррекционная работа с «особенными» детьми, предполагающая включение несовершеннолетних в творческую деятельность. Творчество, как показывает опыт, - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации. Занимаясь творчеством, дети чувствуют свою индивидуальность, усиливается чувство ценности, значимости, активно выстраиваются индивидуальные контакты со сверстниками, возникает чувство самоконтроля и порядка. Помимо этого, творческая деятельность помогает справиться с внутренними трудностями, личными переживаниями, которые кажутся неразрешимыми для ребенка.

Педагоги-психологи предлагают ребятам Арт-терапию как вид психологического искусства, которое включает в себя разнообразные техники:

  • изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием;
  • бумагопластика, аппликация. Это виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон;
  • пластилиновая терапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Арт-лепка из пластилина развивает творческие способности и логическое мышление.

Занятия творческой работой вызывают положительные чувства у маленьких реабилитантов - они активно включаются в продуктивную деятельность, выполняя индивидуальные и коллективные работы. В процессе занятий  дети  не только принимают действительность, но и получают важные умения и навыки. Кроме того, у них раскрываются художественные, творческие, индивидуально выраженные способности, активизируются познавательные процессы, способствующие развитию памяти, мышления, речи, воображения и фантазии.

Организуя творческие игры, имеющие терапевтическую направленность,  педагоги стараются создать атмосферу добра, теплоты и доброжелательности, что помогает детям-инвалидам раскрепоститься и реализовать свои творческие идеи.

         В творчестве осуществляется эмоциональное развитие - дети знакомятся с чувствами людей, учатся самообладанию, терпению,  в продуктивной деятельности происходит их самореализация, которая так необходима атипичным ребятам.

 



         Педагог-психолог Липиева К.Е.