Прогулка и ее значение в жизни детей

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» осуществляется комплексная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (далее – несовершеннолетние с ОВЗ), которая направлена на восстановление и укрепление здоровья детей, активизацию их компенсаторных механизмов.

Среди разнообразия форм и видов деятельности по здоровьесбережению обучающихся, практикуемых в учреждении, можно выделить прогулку на свежем воздухе, которая является надежным средством всестороннего развития детей. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, физическому и умственному развитию.

Воспитатели учреждения применяют различные педагогические методы и приемы, комбинируя  и чередуя виды деятельности ребят, стараются сделать их досуг насыщенным и интересным, используя прогулку как неотъемлемую форму активного отдыха.

Такое своеобразное занятие на свежем воздухе, за пределами помещения, позволяет педагогам создать уникальную по своим воспитательным возможностям ситуацию реальной связи личности  ребенка с жизнью в различных ее проявлениях, что очень важно для успешной социализации несовершеннолетних с ОВЗ в рамках реабилитационного процесса.

Воспитателями стационарного отделения практикуются различные виды прогулок с детьми:

- спортивная прогулка, на которой ребята играют в спортивные игры: волейбол, футбол, бадминтон, теннис. При этом учитывается дозировка физической нагрузки, чтобы не превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия;

- игровая прогулка, в ходе которой разыгрываются ролевые игры или создаются ситуации, при которых дети перемещаются на местности, их поджидают неожиданные открытия, испытания навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины;

- прогулка-развлечение, проводимая по желанию детей, выбирающих маршрут, цель, темп движения. На этих прогулках происходят забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад;

-  поисковая прогулка, в ходе которой осуществляют выбор мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведется сбор природного материала для поделок;

- ознакомительная прогулка (наблюдение, экскурсия). Ярким примером является экскурсия по территории учреждения, проводимая в первый день заезда, во время которой ребята знакомятся с местными достопримечательностями, узнают историю возникновения Центра, любуются живописностью природы, отмечают особенности растительного и животного мира Кавказских Минеральных Вод.

- творческая прогулка, на которой происходит организация творческой деятельности несовершеннолетних на свежем воздухе. Дети  испытывают большой эмоциональный подъем, рисуя на асфальте, изготавливая кормушки для птиц, складывая бумажные кораблики и восторженно запуская их в фонтан.

Организуя прогулку, воспитатели придерживаются определенной структуры ее проведения. Стартовой точкой этого мероприятия является организационный момент, включающий в себя одевание детей (с учетом погодных условий),  сообщение цели, плана, маршрута и задания прогулки, проведение беседы о правилах поведения  на улице и в общественных местах, инструктаж по технике безопасности,  назначение ответственных за построение и организованное передвижение группы, проведение подвижных игр.

На этапе непосредственного пребывания на территории, педагоги привлекают ребят к наблюдению за сезонными изменениями и объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми), к посильной трудовой деятельности, проводят  тематические беседы, организуют разнообразные подвижные игры, а также создают условия для независимой (самостоятельной) деятельности детей.

Этап завершения прогулки направлен на краткое подведение итогов мероприятия. В это время воспитатели проводят беседы-рефлексии приобретенных знаний и навыков обучающихся, благодарят своих помощников, выясняют мнение детей о содержании проведенного воспитательного дела (что понравилось, что нет, что больше всего запомнилось и т.д.).

Возвращаясь в групповое помещение, педагоги обязательно наблюдают за самочувствием участников детского коллектива, проверяют его численный состав, при необходимости помогают привести одежду и обувь в надлежащий порядок.

Прогулка  - является эффективным инструментом воспитания молодого поколения, которым пользуются педагоги учреждения. Она способствует формированию многообразных отношений  к окружающему миру, к людям, к самим себе, формированию интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивным эстафетам, укреплению здоровья, развитию всесторонне развитой личности. Поэтому, наряду с медицинскими процедурами, занятиями с психологами и логопедами, работой кружков по интересам, разнообразной досуговой деятельностью, прогулки - становятся органичной частью целостного процесса реабилитации детей и подростков.

 

 

Воспитатель стационарного отделения

реабилитации детей и подростков:  С.В.Рудчук