Особенности музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями является актуальной в современном обществе, так как показатель роста детской инвалидности увеличивается на фоне неблагоприятной экологической ситуации, тяжелого положения семей, спада общего уровня культуры. Все это побуждает педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия.

Неотъемлемой частью курса реабилитации в Краевом реабилитационном центре «Орленок» являются музыкальные занятия, которые позволяют каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

На базе отделения социальной реабилитации функционирует кружок «Веселые нотки», программа которого направлена на коррекцию нарушений у несовершеннолетних путем их участия в различных видах музыкальной деятельности - слушание, пение, отработка музыкально-ритмических  движений, игра на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. После прослушивание музыкального произведения предлагаем детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Например: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.

Очень важным направлением в коррекционной работе является пение. Пение развивает у детей слух, ритм, ладовое чувство, художественно-эстетический вкус. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот».

В основной этап занятия включаются музыкально-римические упражнения например, такие как: «Небо, воздух, земля», «Ножками затопали», «Птицы», «Моем руки», «Заинька-зайка», «Мячик», «Летает - не летает». Такой вид деятельности способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка,  увлекает,  приносить радость,  удовлетворение.

Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач: развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения, формирование координации движений, развитие мелкой моторики  и музыкально-ритмического чувства. Репертуар  включает в себя русские народные песенки, потешки, детские песни, небольшие пьесы и марши.

Концерты, проводимые в Центре по завершению курса реабилитации, способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия, к окружающему, повышают эмоциональный настрой. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки мероприятия – творческая обставновка способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый маленький артист ощущает себя социально значимой личностью, получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможность для самореализации.

Для определения результативности обучения проводится итоговая диагностика реабилитантов, по результатам которой прослеживается положительная  динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию.

Таким образом, музыкальные занятия являютя эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, и создающим «ситуацию успеха».

 

Педагог дополнительного образования Л.А. Иванисова