Нетрадиционные техники в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Вовлечение детей в творчество является одним из условий успешной самореализации личности ребенка, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.

Вкладывая себя в творческую деятельность, ребенок изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике их воспитания и обучения. Творчество отражает его внутренний мир ребенка, его стремления, желания, переживания.

Одной из важнейших задач  отделения социальной реабилитации Краевого реабилитационного центра «Орленок» - развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для каждого обучающегося ситуации успеха и поддержка стремления к самореализации в самом доступном  востребованном виде творчества — декоративно-перекладном.

В отделении реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества». Основная форма работы с детьми - творческие занятия и мастер-классы.

Первичная диагностика детей показывает, как правило, низкий уровень владения техниками изобразительного искусства, несформированность умений и навыков ручного труда, многие ребята с отягощенным диагнозом не имеют понятия о форме, цвете, величине предмета, не умеют пользоваться элементарными инструментами.

После проведения нескольких повторных курсов реабилитации у детей прослеживается положительная динамика: улучшается эмоциональный фон, формируются технические навыки работы с инструментами, приобретаются трудовые умения.

Обучение осуществляется дифференцировано, так как дети в группе отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития и способностям, в зависимости от этого подбирается уровень сложности выполнения работ.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами: линейки, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, кисти для краски, кисти для клея ножницы, трафареты, шаблоны, доски для рисования, доски для пластилина,  стеки и т.д. Они овладевают многими практическими навыками, которые, возможно, пригодятся им в дальнейшей жизни – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

          На занятиях используются различные виды техник декоративно-прикладного творчества: аппликация, скрапбукинг, кардмейкинг, папертоль, квиллинг, батик, тестопалстика, шерстяная живопись, стимпанк, бисероплетение, работа с природным материалом.

          В ходе работы применяются различные методы и приемы включения детей в творческую деятельность – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практика. В ходе занятий применяются различные дидактические игры, сюрпризные моменты и т.д.     

На занятиях в творческих студиях активно используются нетрадиционные техники, которые несложны в исполнении, художественно выразительны, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.

Бумага, картон – доступный для ребенка универсальный материал - нашел широкое применение в таких техниках как аппликация, скрапбукинг, кардмейкинг. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх,   в качестве подарков на день рождения, к праздникам.

Через различные действия с бумагой, картоном  с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Особенно обучающимся нравится работа по изготовлению цветов из фоамирана, которыми можно декорировать различные предметы интерьера, создавать необычные фигурки, украшать подарки, делать картины, бижутерию. От создания оригинальных вещей своими руками у ребят повышается настроение, раскрывается их творческий потенциал.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Техника располагает большим разнообразием материалов:  шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа,  камешки, орехи, ветки деревьев, перья, скорлупа, мох - из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Многогранная деятельность детей на занятиях декоративно-прикладного творчества создает положительные эмоции, снимает страх неудачи, формирует уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

Таким образом, развитие творческих способностей обучающихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес. Развитие творческих способностей у детей только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайным путем и способности ребенка останутся в зачаточном состоянии.

Педагог дополнительного образования       Г.В. Будагян