Использование техники «оригами» в работе с детьми с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди современных средств и направлений все больше заявляет о себе достаточно перспективное направление - бумагопластика.

В стационарном отделении «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок»  социальными педагогами используются разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является «оригами». Этот вид деятельности развивает память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях по конструированию из бумаги - нет.

В процессе работы дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, учатся следовать устным инструкциям, у них вырабатывается наблюдательность, художественно-эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность при работе, повышается заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей-инвалидов. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

Занимаясь бумажным конструированием, «особенные» дети становится участниками захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку т. д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с обучающимся, что является особенно важным.

Мелкая моторика - основа развития всех психических процессов. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, мы занимаемся развитием мелкой моторики ребенка посредством техники «оригами». Активная работа обеих рук во время конструирования бумажных фигур влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Хорошее развитие руки ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга. Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям и не требует особых материальных затрат.

В каждое занятие непременно включатся стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т. д., для того чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью.

Вначале обращается внимание детей на инструменты, с которыми предстоит работать. Затем повторяются правила пользования ножницами, клеем, проводится инструктаж по техники безопасности. Далее показывается образец того, что предстоит выполнить на занятии. Рассматриваются основные и дополнительные детали, а также их парность и расположение, способ соединения. На данном этапе даются энциклопедические знания и сведения о предмете занятия - рассказы о жизни животных, птиц, интересные истории, загадки, стихи.

Далее социальный педагог показывает процесс изготовления поделки, сопровождая его подробным словесным описанием, и дает возможность детям самостоятельно сложить изделие.

В завершение занятия анализируется аккуратность, правильность и оригинальность выполненной поделки, дается оценка творческой деятельности каждого обучающегося.

Создавая поделки в технике «оригами», видя результат своего труда, маленькие реабилитанты испытывают положительные эмоции не только от самого процесса, но и от возможности преподнести своим родным и близким самодельные подарки.

В результате таких творческих занятий ребята с ограниченными возможностями приобретают умения и навыки, способствующие развитию мелкой моторики рук - кисти становятся подвижными и гибкими, исчезает скованность движений, улучшается общая координация и зрительный контроль.

         

 

Социальный  педагог  А.В. Лолока