Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Педагоги  Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» в процесс реабилитации включают занятия по различным техникам рисования, которые имеют неоценимое значение для всестороннего развития несовершеннолетних, и выступают как эмоционально насыщенные, активизирующие все психические процессы.

Зачастую ребята с ограниченными возможностями испытывают затруднение в рисовании традиционными способами – карандашами, красками, фломастерами. Поэтому использование на занятиях необычных техник приобретает высокую коррекционную значимость.

Изображение окружающего мира с помощью нетрадиционных инструментов и материалов способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, свойствах, способах действия.

 На занятиях изобразительной деятельностью ребята учатся рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев). Примечательно, что работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима, а  в процессе такой деятельности происходит ознакомление со свойствами – густотой, твердостью, вязкостью, технологией смешивания красок.

Процесс создания рисунков в нетрадиционных техниках очень увлекателен и разнообразен. На занятиях дети создают необыкновенные картины с помощью восковых мелков, свечей, мыльных пузырей, трафаретов, мятой бумаги, ватных палочек, соли, крупы и песка, осваивают художественные приемы «кляксографии», «ниткографии», «набрызга», «печати», «тычкования».

Успешный итог обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Воспитатели стараются придерживаться методической схемы, которая состоит из: рассматривания образца, наблюдения за действиями, показа педагога, работы на черновиках, приемов повтора, выполнения формообразующих движений рукой.

Нестандартная творческая работа привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Так как нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий, дети учатся планировать сам процесс, который вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с заданием.

По завершению реабилитационного периода можно отметить динамику в развитии реабилитантов: в группе преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание  более устойчивым, повышается самоконтроль, формируются сенсорные эталоны, пополняется активный словарь. Ежезаездно стенд детского творчества стационарного отделения пополняется авторскими работами ребят.

Задача воспитателей учреждения заинтересовать ребят, прибывших на реабилитацию, неординарной творческой деятельностью, постепенно открывая перед ними новые возможности.

 

 

Воспитатель Астапова В.Ф.