Патриотическое воспитание подростков

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

В нашей стране очень остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Наблюдения за современными детьми свидетельствуют о том, что намечаются пробелы в становлении личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Молодые люди не обладает чувством любви к Родине и гордости за неё, в них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему благодарными.

Педагоги отмечают, что подростки совсем не интересуются историей России, а о героическом прошлом и важнейших исторических событиях  знают только понаслышке. А как сказал великий российский учёный Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Исходя из этого, в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» реализуется программа «Я - гражданин России», направленная на формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности и нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Каждый реабилитационный период воспитатели учреждения проводят занятия по темам гражданско-патриотического цикла, акцентируя внимание детей на  героическом прошлом нашего Отечества, необходимости толерантного отношения друг к другу, изучении не только своих гражданских прав, но и обязанностей.

Все занятия проводятся в игровой форме, делая процесс усвоения материала  более интересным и занимательным, у детей создается бодрое и рабочее настроение, происходит формирование познавательного интереса.

Содержание программы  включает в себя викторины, беседы, конкурсы, игры по станциям, познавательно-развлекательные мероприятия.

Неотъемлемой составляющей каждого занятия является беседа - метод убеждения, в процессе которой происходит формирование нравственно-патриотических представлений детей, разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, обсуждение и анализ поступков.

Используя форму беседы в своей работе по данному направлению, воспитатели опираются на психофизические особенности детей. В основном ребята, проходящие курс реабилитации, мыслят образами, конкретными категориями. Им непонятны сложные абстракции, они не проникают в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью страны строится на доступных фактах, явлениях, событиях, педагоги показывают логические связи между ними, что ближе и понятнее. Например, знакомя детей с историей страны, составляется родословная. Обучающиеся узнают о своих корнях и предках, через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается переживаниями.

Главное в беседе с детьми, чтобы она не перерастала в скучный поток информации, а проходила живо, наглядно и эмоционально.

Одной из самых любимых детьми форм занятий является игра-путешествие, в ходе которой происходит исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» ребят во времени и пространстве. Таким образом, происходит знакомство с разными сторонами данного объекта. Путешествия развивают воображение, творчество, самостоятельность. Здесь применяются почти все методы воспитательной работы: рассказ, беседа, поручения, постановка перспективы при подготовке, одобрения, поощрения, самоанализ.

Особенно нравится детям  игра-путешествие по Древней Руси. Вся группа делится на команды, которые получают определённое задание. Одна группа готовит сообщение о быте и нравах на Руси, другая - о государственном устройстве, третья – о занятиях населения. Зачастую изложение материала комбинируется с показом презентации, которая готовится совместными усилиями детей и воспитателей. В конце путешествия проводится викторина.

Библиотека Центра располагает обширным книжным фондом. Воспитатели рекомендуют ребятам произведения художественной литературы на военно-патриотическую тематику, пробуждая у них интерес к истории и подвигам. На литературных часах  происходит обсуждение прочитанных книг, закрепляются такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «воин-освободитель».

В учреждении уже давно вошли в практику встречи с ветеранами, тружениками тыла и детьми войны, которые знакомят ребят с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с отважными поступками детей. На таких встречах ребята не просто слушатели, а активные участники, которые задают интересующие их вопросы.

В канун празднования Дня победы, чтобы почтить память погибших солдат, дети привлекаются к участию в Вечерней поверке и торжественной линейке, посвященной этому событию. В этот день зажигаются свечи, возлагаются цветы к мемориальной плите на аллее Победы, звучат трогательные стихи и песни, исполняется фронтовой вальс.

Благодаря систематической и целенаправленной  работе  по формированию  патриотического сознания, воспитателям удается донести до детей  мысль, что спустя много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

 

 

 

Воспитатель: Драговозова Е.В.