Эффективные методы и приемы развития творческих способностей детей на занятиях художественного чтения

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Творческой деятельностью могут заниматься все дети, независимо от одаренности и таланта. Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития.

Педагоги  Краевого реабилитационного центра «Орленок» стараются повысить творческую активность детей с ограниченными возможностями, подбирая для них деятельность творческого характера, которая заставляет познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Учитывая современные требования, воспитатели учреждения ведут интенсивный поиск новых, нестандартных форм, методов и приемов обучения и воспитания, нацеленных на стимулирование творческой активности и развитие творческих способностей.

Одной из перспектив творческого развития детей, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы, которое способствует овладению  необходимыми знаниями, умениями и навыками, дает возможность каждому ребенку проявить себя.

Каждая группа стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями имеет небольшой библиотечный фонд, состоящий из книг популярной детской литературы: сказок А.Пушкина, Г.Андерсена, Ш.Перро, басен И.Крылова,  стихов С.Маршака, К.Чуковского, рассказов В.Драгунского, Н.Носова, произведений П.Ершова, А.Аксакова, А.Волкова, П.Бажова  и других авторов. Все эти книги используются в рамках литературных часов, для успешного проведения которых применяются разнообразные методы и приемы.

При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап - этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями и вопросами детей. Для лучшего восприятия текста, воспитатели используют  приемы «творческого введения» в тему - фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, проблемный вопрос, творческая разминка, прием ассоциации.

Очень часто педагоги используют метод «творческий пересказ» - трансформация текста с целью его переосмысления, насыщен простором для фантазии, является хорошим упражнением для речи, способствует пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков.

После прочтения произведения, детям предлагаются следующие задания по творческому пересказу:

  1. Перескажите сказку от своего имени.
  2. Перескажите легенду от первого лица.
  3. Перескажите данную историю от имени писателя.
  4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
  5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
  6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?

При проведении занятий художественного чтения применяется методика «словесного и графического рисования».

Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Обучая детей по этому методу, воспитатели придерживаются  следующей последовательности:

- выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

- «рисуется» место, где происходит событие;

- изображаются действующие лица;

- добавляются необходимые детали;

- «разукрашивается» контурный рисунок.

Ребятам предлагаются задания с комбинацией словесного и графичного рисования:

Устно опишите своего любимого сказочного героя. Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения. Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.
Сделайте рисунки к стихотворению. Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.

Очень полезен прием обучения «чтение с остановками» - текст читается по частям, проводится анализ каждой из них. Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своих чувствах, ожиданиях, о том, что из сказанного ими подтвердилось, а что - нет. Таким образом, ребята учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений.

Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного - один из путей развития творческих способностей детей. Такое творческое задание формирует умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно.

Интересно организовать работу с текстом позволяет прием «перепутанные логические цепочки». Детям предлагаются утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Предполагается индивидуальная работа - ребята обозначают перепутанные цепочки, а  затем коллективно обсуждают свои ответы. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии, для закрепления пройденного материала, самоанализа и определения эмоционального состояния обучающихся.

Занятия художественным чтением являются самой благоприятной деятельностью, в ходе которой можно существенно повысить уровень развития творческих способностей детей, одновременно расширяя их представление об окружающем мире, совершенствуя культуру речи.

К сожалению, не у всех детей развиты литературные способности, умение сочинять, воображать, правильно излагать свои мысли, но педагоги Центра стараются заинтересовать обучающихся «художественным словом», повышая их мотивацию и  познавательный интерес творческими заданиями.

 

 

 

Воспитатель: Хмелева Н.В.