Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с ограниченными возможностям крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм.

С помощью подвижных игр у детей с нарушением развития расширяется двигательная активность, она становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игровая деятельность помогает им удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте, расширяет двигательную возможность и  индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

Инструкторы по физической культуре Краевого реабилитационного центра «Орленок», учитывая особенности детей-инвалидов, в занятия по адаптивной физической культуре включают игры и упражнения малой подвижности, что является действенным средством профилактики и коррекции нарушений в развитии.

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна,  нет сложной техники и тактики, используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка.

Прежде чем предложить детям игру или игровое упражнение, педагог знакомит их с элементами деятельности, упражняет в тех движениях, которые вызывают затруднение. Инструктор сам принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.

 Важной установкой педагога является проявление терпимости к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, воспроизводит посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему.

При подборе игр учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальная реакция на физическую нагрузку: величина  должна быть доступной и не вызывать перенапряжения. Содержание предлагаемых игр предусматривает постепенность усложнения, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес обучающихся к игровой деятельности.

В каждой игре есть существенные стороны, помогающие развитию у детей тех или иных навыков и качеств. С этой целью педагогом применяются разнообразные виды игр на развитие:

общей моторики - игровые упражнения, комплексно воздействующие на все группы мышц и опорно-двигательный аппарат;

мелкой моторики – упражнения с массажными мячами разного диаметра, пальчиковые игры, игровые задания с мелкими предметами;

ориентировки в пространстве – задания на хождение по ориентирам,  умение ориентироваться в частях своего тела, правильное выполнение команд;

выразительности движений – игры с имитацией движений различных животных,  исполнением ролей;  

воображения и внимания – в ходе игры отрабатывается реакции на различные раздражители: смена действия, смена предметов, команду, удар бубна, звук свистка;

коммуникативных функций - игры, направленные на совместные двигательные действия, обучающие детей навыкам сотрудничества, взаимодействия и партнерского общения.

Учитывая, что игры малой подвижности рекомендуются  для снятия утомления и напряженности после физической нагрузки,  их проведение является заключительным  этапом занятий по адаптивной физической культуре.

Малоподвижные игры - приемлемая форма занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах, а бесконечное разнообразие движений, оказывает всестороннее воздействие на его эмоциональное состояние, что создает положительные предпосылки для выздоровления.

 

 

 

Инструктор по физкультуре: Чаплыгин С.А.