Познавательные игры в воспитательном процессе

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

     Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. С точки зрения психологии и физиологии он представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов и влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремления к достижению намеченного результата.

     Познавательный интерес необходимо воспитывать. Положительный эмоциональный фон создает игра как форма воспитательной работы педагога. Она стимулирует творчество детей, потому что основана на принципиальных моментах: непринужденности обстановки, нерегламентированности поведения ребенка, доли участия детей в мероприятиях, предлагаемой роли в игре.

     Игра влияет на развитие всех познавательных, психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения; организует ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе и правила поведения в нем, развивается воля ребенка, поскольку он, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действия, учится преодолевать трудности, развивается умственная деятельность, так как игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

     Поэтому познавательное развитие ребенка – одна из важнейших задач реабилитации детей в Краевом реабилитационном центре «Орленок». За основу программы дополнительного образования «Позитив», которая осуществляется на занятиях кружка «Развивайка», взяты познавательные игры, направленные на интеллектуальное развитие детей. При организации таких занятий учитываются содержание, программные образовательные задачи, структура самой познавательной деятельности.

     Программа «Позитив» направлена на формирование и коррекцию общего уровня развития обучающихся с ОВЗ, их познавательной сферы и психоэмоционального состояния. Ведь дети с ограниченными возможностями – особая категория ребят, отличающаяся от обычных сверстников определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Связано это с физическими, психическими или сенсорными нарушениями, такими как нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, интеллекта. Зачастую такие дети находятся в изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

     Интеллектуальные способности детей с ОВЗ позволяет выявить тестирование, которое показывает в основном средний или близкий к низкому уровень развития. Деятельность ребенка носит воспроизводящий (нетворческий) характер: обучающийся  проявляет активный познавательный интерес к миру  только под руководством педагога, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Совместная работа организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умения детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.

     В качестве объекта познания берутся примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей – рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребенка, народные загадки. Например, «Собери пейзаж», «Что лишнее?», «Знаешь ли ты свою столицу?» (по теме «Наша страна – Россия»), «Кто и как встречает весну в лесу?» («Времена года», «Растительный мир, его разнообразие»), проводятся конкурсы («Веселый карандаш», «Знатоки этикета», «Здоровье всего дороже»), игры-упражнения, игры-загадки по сказкам.

     Все эти игры способствуют развитию интуиции, логики, способности воспринимать мир во всем его богатстве. В ходе игровой деятельности дети учатся правильно говорить, пополняют свой словарный запас.

Особое внимание уделяется развитию воображения – это основа многих интеллектуальных способностей: способности мечтать, создавать положительные образы, умение моделировать ситуации, делать прогнозы,  планировать свои действия, предугадывать свои поступки.

В процессе обсуждения воображаемых ситуаций обучающиеся учатся рассуждать, восстанавливать в памяти знакомые факты, обосновывать свое мнение, додумывать, фантазировать, с легкостью впитывать новые знания.

     Организуя воспитательный процесс, педагог дополнительного образования заботится о том, чтобы планируемые мероприятия познавательной деятельности были творческими, содержательными, способствующими объединению детского коллектива, и ведущими к успешной социализации.

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования: Н.В.Ардарская