Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Игра –  это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе  ребятам преодолеть свои комплексы и нерешительность. 

Наблюдая за детьми с ограниченными возможностями, можно сделать вывод, что они не умеют играть, однообразно манипулируют игрушками, не учитывая их функционального значения. Куклы не вызывают радостных эмоций и не воспринимаются в качестве заместителя человека. Очень часто встречаются и такие обучающиеся, которые любят попробовать игрушки «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек кубика, облизать матрешку, надкусить пирог-муляж. Очень часто такие дети беспрерывно повторяют один и тот же игровой процесс: строят и разрушают постройку, достают и ставят на место посуду, снимают и надевают одежду на куклу. В процессе игры действуют  с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные слова или звуки.

Социальные педагоги стационарного отделения «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» используют на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья различные дидактические игры. С помощью таких игр пытаются подвести обучающихся к самостоятельному решению игровых задач, умению преодолевать трудности, создать радостное настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. С этой целью, наблюдая за детьми в деятельности, педагоги выявляют игровое предпочтение.

Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому социальные педагоги предлагают такие игры ненавязчиво, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. В своей работе педагоги стараются сделать так, чтобы каждая игра содержала элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята имеют возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная. Подбирая дидактические игры и пособия, следует учитывать возрастные особенности, диагноз обучающегося, действуя по принципу перехода «от простого к сложному».

Для занятий с обучающимися используется несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий:

- игрушки для нанизывания (кольца, шары, кубы, полусферы, пирамиды, предметные игрушки, имеющие отверстия для нанизывания);

- дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);

- сборно-разборные дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, предназначенные для вкладывания и ознакомления или закрепления знаний детей о величине предмета, для закрепления навыка группировки);

- небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, грибы, цветы, фигуры животных) и предметы, подобранны по определенным признакам (мешочки, чашечки, коробочки).

Использование в работе дидактических игр приносит хорошие результаты. Дети сравнивают, наблюдают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный анализ, делают обобщения.

Помимо этого, специалисты планируют временной параметр игры, предусматривая, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть незапланированные ситуации при проведении.

В рамках программы «Детский Арт–базар» социальные педагоги применяют сюжетно-дидактические игры, где дети выполняют определенные роли. Например, продавца, парикмахера, доктора в играх типа «Магазин игрушек», «Поход в парикмахерскую» и т. д.

Игры-инсценировки помогают детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях, нормах поведения, литературных произведениях. Большой интерес вызывает  встреча с куклами, которые одеваются на руку, ведь с ними можно «общаться», т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками, с их помощью разыгрываются речевые ситуации. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом.

Широко применяют настольно-печатные игры, разнообразные по видам: парные картинки, лото, домино.

Подведение итогов игры - ответственный момент в  руководстве ею со стороны педагога. По результатам игры можно судить  об ее  эффективности  и о том, будет ли она использована  в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. В завершение игровой деятельности педагог подводит итог: интересуется у детей, что им понравилось, чему они научились,

Таким образом, дидактическая игра активно воздействует на познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к обучению, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

 

Социальный педагог:  Лолока А.В.