Социально-личностное развитие детей средствами нетрадиционных технологий

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему для детей-инвалидов так важны занятия изобразительной деятельностью.

       В основу работы педагогов Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» легли принципы, направленные на социально-личностный ориентированный подход к обучению и воспитанию.

     Социальные педагоги наблюдая за деятельностью детей, отмечают, что ребята зачастую рисуют только по образцу, не решаясь проявить своё неповторимое видение; многие дети быстро утомляются, теряют интерес к личной изобразительной деятельности. Перед педагогами встаёт актуальная проблема: каковы же способы социально-личностного развития детей средствами нетрадиционных технологий?

          Практикуя это направление, педагоги всё больше убеждаются в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрепоститься, раскрыться, поверить в свои собственные силы и стать готовым к взаимодействию с окружающим миром. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умений и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственного мнения, пробудить в ребенке уверенность в своей индивидуальности, неповторимости, веру в то, что творя добро и красоту, он приносит людям радость - главная задача педагогов.

          В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивают разнообразные техники. В развивающую деятельность включены упражнения, позволяющие экспериментировать с различными материалами, что раскрывает широкие возможности для раскрепощённого мышления и творческого самовыражения детей, способствует гармоничному развитию личности. В процесс деятельности детей педагоги включают самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, на пене и на кефире, а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использование смешанных изобразительных техник (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг).  Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: «А вот пальчиком, да в краску!»

          Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче, а не стандартное расположение детей в процессе рисования ещё больше раскрепощает детей, создаёт творческую атмосферу.

Во время занятий педагоги часто использую музыкальное сопровождение, оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальный слух и возможности. Такая методика даёт возможность детям самостоятельно создавать изображение, отражая в них личное восприятие окружающего мира, заинтересованность ребёнка процессом художественного творчества. Педагоги считают, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания, активности, развитию художественного вкуса. 

          Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, с применением соли, методом набрызга. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, кубиков) и природного материала (листьев, веточек, семян). В более старшем возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

          Большое значение в воспитании социальной личности имеет коллективная форма творчества, которая сближает детей, подталкивает их к общению, учит умению договариваться и согласовывать свои действия и замыслы. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения, поэтому педагоги часто использую такие коллективные формы работы, как изготовление стенгазет и коллажей  к праздникам и знаменательным датам, оформление тематических выставок.

          На основе своей деятельности социальные педагоги отмечают, что за период реабилитации у детей возрастает интерес к нетрадиционным техникам изо-деятельности, дети начинают, использовать новые средства выразительности для образности рисунка, воплощать в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания.   Но, главное, дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевается «боязнь чистого листа», начинают чувствовать себя маленькими художниками, приносящими своими творениями радость, окружающим их людям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительное искусство является инструментом для воспитания и формирования социально адаптированной личности. Хотя далеко не все дети станут художниками, но именно творчество является наиболее широким арсеналом воздействия на ум, душу, психику и руки ребенка. Ведь именно изобразительное искусство развивает чувство цвета, моторику пальцев, глазомер, память, координацию движения рук, благодаря которым ребенку проще будет овладевать новым видом труда, адаптироваться и найти своё место в ячейке общества.

 

Социальный педагог:  Браславская Н.Т.