Эмоциональное развитие детей является одним из приоритетных направлений становления личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы детей.
Одним из средств эмоционального развития детей является музыка. Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций.
В Краевом реабилитационном Центре «Орленок» проводятся музыкальные занятия с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька».
Занятия осуществляется путем участия детей в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести заболевания.
В работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев музыкальный руководитель использует клавишные инструменты: дудочка, электросинтезатор; для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы; для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – слушивание музыки.
Во время занятий дети постепенно осваивают и выполняют несложные движения под музыку, у них появляется песенный репертуар, который обновляется в процессе занятий.
Благодаря положительному эмоциональному переживанию во время звучания музыкальных произведений у детей усиливается внимание, тонизируется центральная нервная система.
Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие детей, снижается риск возникновения эмоциональных нарушений у детей.
Особое место в работе с детьми занимает сценическая деятельность. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает реабилитационный процесс более эффективным.
Участие в концертах духовно обогащает ребёнка, расширяет его представления об окружающем мире, способствует закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждает ребёнка к творчеству и общению.
В конце реабилитационного периода отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развтие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Занятия музыкой необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Музыка также является средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.