Итоги работы
педагогического совета государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» по реализации программ дополнительного образования детей в 2024-2025 учебном году
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (далее - Центр) был создан по постановлению главы администрации Ставропольского края от 15.06.1993 года №139 как центр реабилитации для дезадаптированных детей и подростков, приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 22.10.2004 года №126 перепрофилирован в государственное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».
Центр создан путем изменения типа государственного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Центр оказывает ежезаездно комплекс услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 17 лет включительно, проживающих на территории Ставропольского края, согласно показаниям, при отсутствии противопоказаний.
Учреждение функционирует в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 31 октября 2024 года №379.
Центр рассчитан на 90 койко-мест: коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
Ежегодное количество получателей услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края, составляет:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (без сопровождения) – 450 детей;
- стационарное отделение «Мать и дитя» (с сопровождением родителей, законных представителей) – 450 детей и 450 родителей.
В стационарных отделениях организованы 2 группы для детей и подростков с ограниченными возможностями и 2 группы для детей отделения с сопровождением.
Общее сведение по категории обучающихся детей:
Общее сведение по категории |
Количество обучающихся в 2024-2025 учебном году |
Всего детей |
508 |
Из них: - детей-инвалидов - детей с ограниченными возможностями |
251 257 |
Неврологическая патология |
183 |
Болезни костно-мышечной системы |
82 |
Психические расстройства |
108 |
Другие болезни |
135 |
Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью 22 дня. Для каждого ребенка, с учетом тяжести заболевания, объема социально-бытовых навыков, составляется индивидуальная программа предоставления услуг.
Направления деятельности Центра:
- социально-медицинская реабилитация, которая включает: адаптивную физическую культуру с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапию: электростимуляцию, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, лазеротерапию, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапию, скипидарные ванночки, галотерапию, механотерапию с использованием аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапии, систему СЛТ.
- социальная психолого-педагогическая реабилитация, осуществляемая через индивидуальные и/или групповые занятия с логопедом, психологом, воспитателем и социальным педагогом, групповые занятия познавательного цикла, занятия в кабинетах предметно-игровой деятельности и песочной терапии, темной и светлой сенсорных комнат, ароматерапии, посещение кружков «Веселые нотки», «ВундерКиндер», «Развивайка», «Поиграйка», «Бусинка», «Чемпион», «Мукосолька», «Фантазеры», «Вдохновение», «Волшебные пальчики», «Ключ к успеху», «Живые звуки», «Мы строим жизнь», «Патриот», «Умка», «Сундучок идей» и участие в коллективно-творческой деятельности.
Система комплексного предоставления социальных медико-психолого-педагогических услуг нацелена на социализацию, саморазвитие и самореализацию обучающихся, на выявления и развитие их творческих способностей.
Социальная психолого-педагогическая реабилитация:
- занятия с логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем;
- самообучение (выполнение рекомендаций);
- кружковая работа;
- познавательная деятельность;
Социально-гуманитарная направленность программ:
- «Совенок»;
- «Читалочка»;
- «Детский Арт-базар»;
- «Технология добра»;
- «Мир звуков»;
- «Радуга»;
- «Мы из будущего»;
- «Академия успеха»;
- «Азбука нравственности»;
- «Я – гражданин России»;
- «Позитив»;
- «Цвет радости»;
- «Альтернативные аугментативные способы коммуникации».
Физкультурно-спортивная направленность программ:
- «Здоровячок»;
- «Территория Здоровья».
Художественно-эстетическое:
- «Радуга творчества»;
- «Домисолька»;
- «ВундерКиндер»;
- «Умка»;
- «Пластилиновые чудеса»;
- «Веселый художник»;
- «Музыкальная капель».
Коллективно-творческая, досуговая деятельность:
- концерты;
- праздничные линейка;
- мастер-классы;
- викторины, ролевые игры и др.;
- консультации.
Физкультурно-спортивные мероприятия:
- турниры по спортивным играм, шашкам и др.;
- разнообразные эстафеты и соревнования;
- спортивные праздники.
Работа с несовершеннолетними обучающимися получателями социальных услуг была направлена на их максимально полную социальную адаптацию и интеграцию в общество путем проведения квалификационной комплексной социальной медико-психолого-педагогической реабилитации, предоставление полного объема мероприятий по социальной адаптации, социализации и самореализации.
В основе работы – трехуровневый комплекс реабилитации:
1 уровень – диагностический (1 день);
2 уровень – разработка индивидуальной программы предоставления услуг обучающимся, с учетом характера, тяжести заболевания, психологического климата семьи, особенностей личности ребенка, объема социальных и бытовых навыков, реабилитационного потенциала обучающегося (1 день);
3 уровень – реализация индивидуальной программы обучающихся получателей социальных услуг, диагностика результатов работы (20 дней).
Характеристика педагогического коллектива
Категория педагогических работников |
Количество специалистов |
образование |
||
высшее
|
средне-профессиональное |
повысившие квалификацию |
||
Педагоги-дополнительного образования |
7 |
5 |
2 |
7 |
Воспитатели |
4 |
4 |
|
4 |
Социальные педагоги |
6 |
6 |
|
6 |
Педагоги-психологи |
5 |
5 |
|
5 |
Учителя-логопеды |
3 |
3 |
|
3 |
Учитель-дефектолог |
1 |
1 |
|
1 |
Инструктор по физической культуре |
1 |
1 |
|
1 |
Всего |
28 |
26 |
2 |
28 |
Анализ педагогического совета
Квалификация |
Педагогический стаж |
||||||
|
до 3-х лет |
3-5 |
6-10 |
11-20 лет |
21-30 лет |
свыше 30 лет |
|
Первая |
- |
2 |
2 |
1 |
3 |
5 |
13 |
Без категории |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
15 |
Всего |
1 |
4 |
3 |
4 |
7 |
9 |
28 |
Возрастной состав педагогического коллектива
до 30 лет |
31-40 лет |
41-50 лет |
51-60 лет |
61-70 лет |
старше 70 лет |
Всего |
|||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
1 |
4% |
2 |
7% |
8 |
29% |
8 |
29% |
7 |
25% |
1 |
4% |
28 |
100 |
В 2024-2025 учебном году отделениями учреждения осуществлялась лицензированная образовательная деятельность по дополнительному образованию детей.
Образовательная деятельность стационарных отделений была направлена на положительные изменения познавательных возможностей обучающихся, их эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие их интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
В течении каждого реабилитационного периода в стационарных отделениях Центра проводились воспитательские мероприятия, направленные на познавательное, эстетическое, этическое, патриотическое, нравственное, физическое воспитание детей, формирование ЗОЖ. Применялись различные формы и методы организации досуговых мероприятий: конкурсы, игровые программы, викторины, круглые столы, информационные занятия, часы общения, линейки, концерты и др., а также практические занятия, сюжетно-ролевые игры.
Обучение детей нормам культуры поведения воспитатели осуществляли в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникали ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формировать правила культуры поведения. Организуя деятельность детей, воспитатели создают условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Планомерно проводилась работа по формированию у получателей социальных услуг Центра культурных ценностей, обеспечению познавательной, досуговой деятельности детей и подростков, приобщению их к занятиям в кружках по интересам.
Целью работы отделения социальной реабилитации является создание системы работы по воспитанию и развитию здоровой, творческой, свободной личности.
Задачи:
- создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей, обучающихся;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование личности через творческую деятельность.
Работа строилась с учетом возрастные, физических, интеллектуальных возможностей обучающихся, а также их интересов.
Занятия в творческих студиях способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, творческой социализации обучающихся.
Музыкальные занятия кружка «Домисолька» были построены с учетом физических и психологических возможностей детей. Коррекция нарушений у детей осуществлялась путем их участия в различных видах деятельности: восприятие музыка, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Регулярно работала спортивная секция «Чемпион». В процессе реабилитации были использованы комплексы корректирующих упражнений, общеразвивающих упражнений, игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, задания для развития двигательного воображения и творчества, игры малой подвижности и игры для развития мелкой моторики. На занятиях дети с небольшой помощью специалиста выполняли основные движения, соблюдали направление, основную форму и последовательность действий, с желанием включались и осваивали новые разнообразные движения, соблюдали правила в играх.
В библиотеке Центра проходили книжные выставки, библиотечные часы, приуроченные к юбилейным датам знаменитых прозаиков и поэтов, работал читательный зал, где каждый ребенок мог подобрать художественную литературу в соответствии с возрастными и личностными приоритетами.
Работа в кружках давала детям те умения и навыки, которые пригодятся в жизни, а для кого-то она станут полезным хобби. Занятия в кружках позволяет развивать мелкую моторику рук, сенсомоторику, музыкальный вкус, физические данные.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
Психологическая реабилитация детей строилась на основе программ и методик, развивающих способы межличностного взаимодействия и гармоничного общения с окружающими, максимально возможной социальной адаптации, развития личности и индивидуальности каждого из детей и подростков.
Для оказания психологической помощи специалисты отделения психолого-педагогической помощи использовали следующие виды практической деятельности: психологическая профилактическая работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа с родителями, методическая и консультативная работа с персоналом.
Основные задачи работы: выявление особенностей развития детей, разработка и реализация индивидуальных коррекционных-развивающих программ, консультативная работа с родителями, разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
Для решения профессиональных задач работа велась по основным направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, психопрофилактическая, просветительская и методическая.
Психодиагностическая работа проводилась с целью выявления нарушений, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сферы, уровня сформированности познавательных процессов, а также выявления интересов и увлечений ребенка.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились с учетом индивидуальных способностей детей и анализа диагностической работы.
Коррекционно-развивающая работа проводились в виде групповых и индивидуальных психофизических занятий. В коррекционной работе использовались методы арт-терапии, арт-коррекции, сказкотерапия, песочной терапии, водной терапии, ароматерапии, игротерапии и релаксации.
Коррекционная логопедическая работа проводилась с детьми с различными диагнозами: ЗРР, ОНР (1-3 уровень), дизартрия, анартрия, ринолалия, заикание, ФФН, ФФНР, дислексия, дислалия, различные виды дисграфии, различные нарушения голоса и другими речевыми нарушениями.
Коррекция нарушений речи включала в себя комплекс мероприятий в зависимости от причин их возникновения и характера речевых расстройств. С детьми со сложными речевыми нарушениями логопеды проводили артикуляционный массаж, корректируя недостатки в развитии, тренируя органы артикуляционного аппарата, проводилась работа по совершенствованию слухового восприятия и внимания, для формирования процессов психоречевой деятельности. Проведенные занятия способствовали повышению уровня психоречевого развития детей.
При планировании и организации работы с детьми м ОВЗ учителем-логопедам учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, на основании чего осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку. Целью работы являлось формирование у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту, словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивало разноплановым систематическим воздействием, направленных на развитие речевых и неречевых процессов.
По результатам проведенной работы наблюдалась положительная динамика: снизился процентный состав детей с низким уровнем развития познавательной деятельности, творческих способностей, с несформированными культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, знаниями по основам безопасности жизнедеятельности.
По окончании срока реабилитации у 95% детей отмечается положи тельная динамика по данным направлениям.
В течении 2024-2025 учебного года было выпущено 23 методические разработки, которые включали в себя разнообразные формы работы с детьми: нейропсихологические и логопедические упражнения и игры, тренинги, тейповые аппликации, беседы, тематические часы, коллективно-творческие дела, уроки мужества и нравственности, часы творчества, проектную деятельность, игры-путешествия, викторины, конкурсно-развлекательные и познавательные мероприятия и т.д.
Разработанный методический материал направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития, снятие физического и эмоционального напряжения, совершенствование мелкой моторики рук, изобразительных умений и навыков, развитие когнитивных и творческих способностей обучающихся, повышение речевой активности детей.
Скорректирован программный материал отделений.
В целях повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования работы по качественному оказанию специалистами структурных подразделений реабилитационных услуг. в учреждении проведено 4 конкурса «Лучший по профессии», в которых приняли участие 26 человек. В каждом отделении определены победители.
Среди специалистов стационарного отделения «Мать и дитя» призовые места присуждены:
первое место: Сальниковой Н.А., социальному педагогу;
второе место: Борисенко Е.А., социальному педагогу;
третье место: Лолоке А.В., социальному педагогу.
Среди специалистов стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями призовые места присуждены:
первое место: Янакова Ф.Ш., воспитателю;
второе место: Саркисян А.Р., воспитателю;
третье место: Тсамелашвили О.Ю., воспитателю.
Среди специалистов отделения социальной реабилитации призовые места присуждены:
первое место: Лапиной С.И., педагогу дополнительного образования;
второе место: Можаренко И.В., педагогу дополнительного образования;
третье место: Рудчук С.В., педагогу дополнительного образования.
Среди специалистов отделения психолого-педагогической помощи призовые места присуждены:
первое место - Секундовой Л.А., учителю-дефектологу;
второе место - Трофимовой И.В., педагогу-психологу;
третье место - Мирошниковой М.С., учителю-логопеду.
Распространению эффективного опыта работы способствуют самоконтроль и взаимоконтроль специалистов через посещение мероприятий.
Специалистами проводилась оценка эффективности проводимого мероприятия и отчёт самого специалиста о проделанной работе.
Для обеспечения работы с молодыми специалистами в Центре используется наставничество. Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающая помощь молодым специалистам в их профессиональном становлении.
В 2024-2025 учебном году на работу принято 2 сотрудника.
Школу наставничества прошли 2 молодых специалиста: Шевцова А.И. – педагог дополнительного образования отделения социальной реабилитации, Конохова Н.Ю. – инструктор по физической культуре отделения социальной реабилитации. За каждым из нах закреплен опытный наставник, разработан индивидуальные план обучения.
Внедрение системы наставничества в учреждении позволило ускорить процесс обучения молодых специалистов основным навыкам профессии, адаптации к корпоративной культуре, усвоение традиций, правил поведения в коллективе и трудовой деятельности, воспитанию профессионально-значимых качеств личности сотрудников, ознакомления с правилами и традициями учреждения и соответствующего структурного подразделения учреждения, развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности, формирования и развития ответственного и сознательного отношения к работе, изучения с молодыми специалистами требований нормативных актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.
5 педагогов прошли курсы повышения квалификации: Шанько В.В., учитель-логопед, прошла повышение квалификации в ООО «ЦО «Эксперт-профи» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Логопедические технологии в работе с детьми с ОВЗ» в объеме 72 часов; Мирошникова М.С., учитель-логопед, прошла повышение квалификации в ООО «ЦО «Эксперт-профи» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Логопедические технологии в работе с детьми с ОВЗ» в объеме 72 часов; Трофимова И.В., педагог-психолог, прошла повышение квалификации по программе «Психолого-педагогические технологии в практической работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья» в ГБУСО «Психологический Центр «Альгис». Липиева К.Е., педагог-психолог, прошла повышение квалификации по программе «Психолого-педагогические технологии в практической работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья» в ГБУСО «Психологический Центр «Альгис»; воспитатель Тсамилашвили О.Ю., по теме «Развитие коммуникативных навыков у несовершеннолетних».
Реабилитационный процесс структурных подразделений учреждения освещался в средствах массовой информации. Специалисты Центра готовили публикации на сайт учреждения статьи, заметки о проведенных мероприятиях.
За 2024-2025 учебный год было подготовлено и опубликовано на официальном сайте учреждения и на официалном сайте издания «Журнал Педагог» 12 статей по следующим темам:- «Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» - Тсамелашвили О.Ю.;
- «Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями посредством сюжетно-ролевой игры» - Борисенко Е.А.;
- «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков средствами арт-терапии» - Липиева К.Е.;
- Основные применения методики «Глобальное чтение» с детьми, имеющими нарушения речи - Секундова Л.А.;
- «Развивающие игры, как средство формирования познавательные способностей детей с ОВЗ» - Ахмедова Е.Н.;
- «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники аппликации» - Лолока А.В.;
- «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями посредством кукольного театра» - Сальникова Н.А.;
- «Досуговый и воспитательный потенциал настольных игр» - Тсамелашвили О.Ю.;
- «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» - Астафурова Т.В.;
- «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности» - Борисенко Е.А.;
- «Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе с детьми-инвалидами» - Липиева К.Е.;
- «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе с детьми-инвалидами» - Трофимова И.В.
В текущий период сотрудники Центра - Лапина С.И., Можаренко И.В., Будагян Г.В., Лолока А.В., Ахмедова Е.Н., принимали участие в творческих конкурсах в качестве художественных руководителей несовершеннолетних, обеспечивая педагогическое сопровождение юным призерам.
За 2024-2025 учебный год на сайт Центра было предоставлено 83 заметки и фотоматериалов по каждому заезду.