Ритмика - одна из форм всестороннего развития детей с ограниченными возможностями (из опыта работы в рамках практики «РИТМАПИЯ»)

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Одной из приоритетных задач развития детей с ограниченными возможностями является формирование способности владеть собственным телом. Эта задача решается посредством занятий хореографией, которые дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Наиболее распространенный и доступный вид музыкального воспитания, применяемый в работе с детьми-инвалидами – ритмика. Этот вид деятельности представляет собой движение под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой  развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки - сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Помимо этого, в процессе работы над движениями, связанными с музыкой, развивается художественный вкус детей, их творческие способности, чувство прекрасного. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движения.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» на базе отделения социальной реабилитации осуществляется практика «РИТМАПИЯ», целью которой является  создание условий для психофизической и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями и инвалидностью средствами танцевально-двигательной терапии.

В начале реабилитационного периода руководитель творческого объединения в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития детей и на этом основании подбирает для каждого ребенка обучающий программный материал с тем, чтобы раскрыть его способности и скрыть недостатки. Этот специально подобранный репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению.

Программа практики предусматривает музыкально-ритмическую деятельность, включающую в себя разнообразные ритмические  упражнения и игры. Активно применяются в работе с детьми современные методики: игроритмика, игротанцы, музыкально-подвижные игры.

Игроритмика – это ритмические и двигательные комплексы, которые выполняются под специально подобранную музыку. Это  направление наиболее доступно по технике исполнения, благодаря несложным элементам танца с простыми общеразвивающими упражнениями. При помощи движений рук, выразительности поз, пластических жестов передается характер музыкального произведения. Исполняя ритмический комплекс дети используют жесты рук, сопровождающиеся звуком: хлопками, притопыванием, шлепками, щелчками пальцев. Сами упражнения сопровождаются стихотворным текстом и счетом. Счетные упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Это разнообразные считалки, музыкально-речевые разминки: «Научим ножки танцевать», «Шаг», «Пружинки», «Поскоки».

Для оформления занятий  применяются музыкальные инструменты -погремушки, трещотки, бубны, разнообразный игровой материал - кубики, мячики, ленточки, помпоны и т.д.

Для поддержания интереса детей к танцевальной деятельности используются игротанцы, в которых несложные движения объединены единым небольшим сюжетом, который комментируется педагогом. Сюжеты игротанца могут быть различны: бытовые, сказочные, путешествия. Например:

Игротанец бытовой «Домашние дела»: изображаем ребенка (подскоки; можно на месте, по кругу); мама моет окно (круговые движения открытой правой, левой ладонью по очереди, подключите приставной шаг); папа забивает гвоздь (левой рукой «держим гвоздик», правой стучим по кулачку – «забиваем») и т.д.

Игротанец путешествие: отправляемся гулять (подскоки по кругу). Смотрим, куда же лучше пойти (приложили руку козырьком ко лбу, корпус с одной стороны, немного наклоняясь, переводим на другую сторону; повторяем в обратную сторону). Летаем, как бабочки на полянке (поочерёдные взмахи руками вверх-вниз) и т.д.

Сказочный игротанец «Баба Яга»: взяли воображаемую метлу, обошли её в одну сторону, в другую; сели на метлу, полетели над сказочным лесом (прямой галоп). Приземляемся (кружимся, приседаем, выпрямляемся в полный рост). Воображаемой метлой метём дорожки (активно работаем перед собой руками) и т.д. Все это сопровождается сюжетным пересказом.

Музыкально-ритмические игры - одно из универсальных средств в вопросе становления и активного обогащения личности, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия и моторного настроения. Такие игры обязательно включаются в структуру занятий по ритмике. Организуя деятельность в этом направлении, педагог действует по принципу «от простого к сложному», и сначала обучает детей основным видам движений под музыку, различным видам ходьбы, бега, поскоков, приставных шагов. Когда начальный этап пройден, ребята вовлекаются в танцы, хороводы, драматизации и инсценировки.

Занятия с  детьми представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка и его самоощущения как индивидуальности.      

 

 

Заведующий отделением социальной

                                                          реабилитации Савельева В.В.