Применение технологий ручного труда в реабилитации детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Ручной труд - это творческая работа с различными материалами (бумагой, тканью, красками и кистями, соленым тестом, бисером), в процессе которой создается изделие, являющееся средством приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» педагоги дополнительного образования реализуют программу «Радуга творчества», основанную на обучении детей с ограниченными возможностями техникам ручного труда. На занятиях (в рамках данной программы), обучающиеся не только приобретают опыт рукоделия, но и улучшают свой эмоциональный фон, совершенствуют мелкую моторику,  приобретают навыки общения, активизируют познавательные процессы.

Посещая занятия в творческих мастерских, ребята знакомятся с различными направлениями – тестопластикой, аппликацией, нетрадиционным рисованием, бисероплетением, скрапбукингом, кардмейкингом и мн.др.

Ежезаездно, при составлении учебного плана занятий, педагоги проводят диагностическое обследование детей для определения степени развития мелкой моторики, уровней интеллекта, навыков изобразительной деятельности и познавательной активности, с целью индивидуализации процесса обучения, подборки тем курса групповых и индивидуальных форм обучения.

Привлечение законных представителей детей с множественными нарушениями здоровья к творческому процессу, увеличивает эффективность методов и приемов работы.

Организация творческой деятельности детей включает в себя: постановку целей, планирование, овладение необходимыми способами работы, сам процесс изготовления изделия и рефлексию.

В течение реабилитационного периода происходит процесс формирования практических умений и навыков ручного труда, который состоит из 3 этапов:

  1. Выборка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение правил на рабочем месте.
  2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Каждый из этапов служит логическим продолжением предыдущего, поэтому так важно их соблюдать. Причем практическая деятельность постепенно усложняется.

Адаптированная программа «Радуга творчества» определяет два уровня сложности выполнения изделий:

  1. Работа-копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как педагог не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части и детали.
  2. Внесение изменений в основные детали. Такое задание дает возможность внести изменения в основные детали, внести в изделие что-то свое – это способствует расширению представлений о конструктивных возможностях материала и развитию творческого мышления.

По завершению курса реабилитации родители отмечают, что творческая работа, в том числе занятия ручным трудом, благотворно сказывается на развитии -  у детей формируется определенный аппарат действий, знаний и умений, они становятся более уверенными в себе, свободными в выборе целей и поиске путей их достижения.

Применяемые технологии ручного труда весьма эффективны и имеют хорошие результаты – наблюдается значительный прирост в показателях итоговой диагностики. У обучающихся совершенствуется мелкая моторика, увеличивается концентрация внимания, проявляется воображение, быстрее осуществляются мыслительные операции, кроме того, дети учатся с пользой проводить свой досуг, становятся более усидчивыми и дисциплинированными, приобретают навыки командной работы.

 

 

Педагог дополнительного образования Рудчук С.В.